33931

Затраты на коммунальные услуги в Минске - как в Берлине. Почему?

№ 6 от 5 февраля 2014 года 05/02/2014

Жировки расписали

О том, куда и сколько наших денег идёт из отчислений на техническое обслуживание, жители Минска узнали прошлой осенью, когда в извещениях об оплате жилищно-коммунальных услуг стали расшифровывать строку «техобслуживание». С начала 2014 года в других регионах Беларуси тоже должны начать давать полную расшифровку жировок. Как уже писал «АиФ», из расшифрованных квитанций жильцы узнали, что они платят не только за уборку в подъезде и возле дома, обслуживание инженерных систем и конструктивных элементов дома. Так, в  доме на 180 квартир из 37,8 млн рублей, заплаченных за всё техобслуживание, 10,3 млн, или 27%, пошли на управленческие расходы, в которые входит лишь зарплата администрации жилищно-эксплуатационной организации, в то время как на зарплату дворников, например, предусмотрены средства из строки «уборка придомовой территории».

Цены немецкие, качество - наше

Уже много лет Геннадий КАЛЁНОВ, исполнительный директор Международной ассоциации менеджмента недвижимости, на примере европейских стран, в том числе и бывших советских, показывает, как систему жилищно-коммунального хозяйства Беларуси можно сделать более эффективной. Ведь несмотря на то, что затраты на коммунальные услуги у нас сопоставимы с немецкими, примеров немецкого качества обслуживания в Беларуси нет.

Так, цена коммунальных услуг двухкомнатной квартиры площадью 50 м2 в Беларуси сегодня составляет порядка 320 тысяч рублей в месяц. По официальной информации, это только 25% от их полной себестоимости. То есть, если бы мы сегодня оплачивали полную стоимость ЖКУ самостоятельно, в месяц на указанную квартиру уходило бы около 1,4 млн рублей.

В то же время в Берлине, по словам жителя Берлина Бернхарда Шварца, который живёт в панельной пятиэтажке, в пересчёте на белорусские рубли полная стоимость коммунальных услуг составляет примерно 30 тыс. рублей на м2. При площади 50м2 коммунальные платежи за квартиру составят 1,5 млн рублей в месяц.

- Тогда возникает вопрос: как такое вообще может быть? Дворник в Германии зарабатывает больше, чем в Беларуси, входная стоимость природного газа в Германии гораздо выше, а себестоимость коммунальных услуг при всём этом фактически одинаковая.

Два человека заменяют ЖЭС

Геннадий Калёнов называет три пути основных потерь в системе жилищно-коммунального хозяйства Беларуси: низкая производительность труда, неэффективное управление жилищным фондом и высокие потери энергоресурсов.

В пересчете на одну квартиру количество занятых на её обслуживании людей в Беларуси в 7-10 раз выше, чем в Германии. И зарплата, соответственно, во столько же раз ниже. Получаются те же затраты.

Вообще, в Германии функцию целого ЖЭСа может выполнять пара человек - управляющий и хаусмастер - универсальный рабочий и одновременно менеджер дома, который занимается и уборкой, и мелким ремонтом, и различными  работами по сантехнике, электрике, и ещё много чем. В то же время специализированные услуги выполняют подрядные организации. Поэтому в западных странах вообще нет чиновников, которые курируют жилищно-коммунальное хозяйство (например, в  Эстонии отрасль ЖКХ курирует один работник в Министерстве экономики по совместительству).

- В управляющих организациях даже бухгалтеров нет, - говорит Геннадий Калёнов. - У них граждане платят среднюю стоимость коммунальных услуг круглый год, а в конце года производится перерасчёт. Его делает сам управляющий для каждой квартиры.

Подобную практику собирались ввести в Минске пару лет назад. Однако Министерство юстиции заявило, что это противоречит принципу оплаты коммунальных услуг - по фактическим затратам.

Нет стимула экономить

Ещё одним важным фактором экономии на коммунальных услугах становится поквартирный учёт тепла. Из-за того, что за отопление сегодня все жильцы платят среднюю по дому цену, никакого стимула экономить на тепле у них нет.

- У нас дешёвые энергоресурсы для населения, и их потребление значительно выше, чем в Германии. Но ведь разница между реальной стоимостью покрывается из бюджета!

Практика же показывает, что уже в первый год после установки теплосчётчиков затраты на тепло уменьшаются на 15-20%. А на второй год, когда к экономии подключаются все жильцы дома, - до 55-60%. И это без утепления дома.

- Одних индивидуальных приборов регулировки тепла недостаточно. Нужен ещё индивидуальный учёт, чтобы жильцы видели, что они платят только за себя. В ином случае регулирование температуры происходит форточкой.

При этом установка приборов регулировки и учёта тепла не значит, что жильцам придётся мерзнуть зимой. Они сами устанавливают комфортную для себя температуру в каждой комнате.

- Технические возможности для этого есть самые разные. Беларусь по сравнению со станами СНГ намного дальше продвинулась в индивидуальном учёте тепла.

В развитых странах Европы такие приборы регулирования тепла появились уже после Второй мировой войны и сегодня они установлены в каждой квартире без исключения.

- Это при том, что у них климат мягче. Для Беларуси этот вопрос гораздо актуальнее. Поэтому если мы сегодня начнём готовить кадры для конкурентоспособных управляющих компаний, вносить законодательные изменения, то лет через 10-15 у нас будет то же, что и в Европе. Ну а если в бюджете есть лишние деньги, можно ничего не менять.

Официально

В Беларуси создается комиссия во главе с председателем Комитета госконтроля Александром Якобсоном, которая проанализирует работу организаций жилищно-коммунального хозяйства.

- Работа комиссии - это возможность провести серьезные преобразования в сфере ЖКХ. Предоставлен шанс решить многие задачи по улучшению качества услуг, - передаёт БЕЛТА слова вице-премьера Анатолия КАЛИНИНА. - Хотелось бы, чтобы руководители, специалисты предложили для рассмотрения конкретные проблемы, вопросы и пути их решения с расчетами, экономическими обоснованиями - грамотно и профессионально.

По словам вице-премьера,  одним из основных направлений работы комиссии будет анализ тарифов и, соответственно, тех затрат, которые в них включены. Будут организованы масштабные проверки в регионах и внесены соответствующие предложения. Задача на уровне Минжилкомхоза и правительства заключается в отработке изменений и преобразований нормативно-правовых актов.

- Нам нужны идеи, предложения.

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно