Осторожно, резина «дубеет»
Подавляющее большинство автомобилей возят у себя в багажнике именно летнюю запаску, и мало у кого из автомобилистов доходят руки при плановой сезонной переобувке менять покрышку и «на пятом колесе». Еще хуже, когда вместо полноценной запаски автомобиль комплектуется так называемой докаткой. В зимний период времени с ними случаются проблемы.
Глубина протектора у летней покрышки меньше, а количества водоотводных канавок недостаточно, чтобы эффективно цепляться за мокрый асфальт. Но главное, резиновая смесь летнего колеса способно эффективно работать только при температурах выше 7 градусов. Если на дворе лежит снег, резина «дубеет», превращаясь в «камень», и ее сцепные свойства резко снижаются. Если зимнее колесо имеет коэффициент сцепления 0,6-0,85, то летняя запаска в холода — всего 0,1. Такая покрышка хватается за обледенелую поверхность в разы хуже, отчего мгновенно поскальзывается. Что же может случиться с машиной с разными колесами на одной оси?
Вращающий эффект
Самое опасное — ставить летнюю запаску вперед в паре с вторым зимним колесом. При торможении основные усилия приходят на перед. Автомобиль упирается в асфальт именно передними колесами. А если там разные колеса, различающиеся по сцепным свойствам в 8 раз, то происходит разворот на месте. Процесс начинается неожиданно и развивается стремительно. Машина крутится волчком.
Другими словами, летняя покрышка с одного бока подскальзывается, и автомобиль начинает испытывать крутящий момент вокруг зимнего колеса. Машину по инерции выставляет боком и тянет в кювет или на соседнюю полосу, предназначенную для встречного транспорта. Приходится отпускать тормоз и корректировать ее повеление рулем. Это довольно сложный маневр, и только хорошо подготовленный водитель способен быстро отловить машину, нацелившую нос в кювет.
Если автомобиль оснащен АБС, то эффект увода в сторону корректируется электроникой. Но тогда распускаются тормоза, и машина замедляется значительно медленнее.
Куда ставить запаску?
Рекомендуется устанавливать летнюю запаску на заднюю ось. Тогда при торможении вращающий момент практически не будет проявляться. Но появится риск возникновения заноса кормы. Дело в том, что при повороте задние колеса разгружаются и теряют сцепление с дорогой. Летняя резина, и без того плохо держащая дорогу в холода, обязательно поплывет. Поэтому с летней запаской нельзя ездить быстро. Лучше не превышать на прямиках скорость в 80 км/ч, а перед поворотами сбрасывать ее до 45-50 км/ч.
Совсем не рекомендуется ставить летнюю запаску на заднеприводные машины. Если поставить колесо вперед, то автомобиль будет плохо рулиться и начнет уходить в сторону при торможении. Если поставить назад, то ведущая ось при разгоне будет тянуть неравномерно, а корма автомобиля заерзает из стороны в сторону.
Для заднеприводных машин лучше использовать запасное колесо с зимней покрышкой.
Еще хуже обстоит дело с так называемой докаткой. Она обладает летним протектором и почти не держит боковых нагрузок ввиду высокого профиля и малой ширины. Поэтому скорость движения на ней зимой в гололед необходимо ограничивать 60 км/ч.
В общем, использование летней запаски и докатки зимой не возбраняется, но лишь при временном характере их эксплуатации. С ними не возбраняется "доковылять" до места ремонта, а вот ездить на них постоянно нельзя.
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть