Немецкие ученые в ходе исследования обнаружили следы протеина в классических картинах. Как говорится в журнале Nature Communications, добавление протеина, скорее всего, было намеренным у европейских художников XVI, XVII и начала XVIII веков.
Ученым удалось воссоздать процесс изготовления масляной краски, которую использовали художники эпохи Возрождения. Ранее считалось, что живописцы смешивали измельченные пигменты с льняным маслом для получения краски, и это были единственные составляющие масляных красок. Последующий анализ выявил яичные желтки в красочном слое картин Сандро Боттичелли, Леонардо да Винчи, Альбрехта Дюрера, Рембрандта и многих других художников.
Для чего художники использовали яйцо?
Еще в начале XIV века художники смешивали пигмент с яйцом и дистилированной водой, и затем перед добавлением масла сушили этот состав на солнце.
Благодаря такой технике краска наносилась густым слоем, чтобы мазки были хорошо видны. Помимо этого, содержащиеся в яйце протеины предотвращали образование трещин и складок в слое краски во время высыхания. Ученые также обнаружили, что в изготовленных по традиционной рецептуре красках белки образуют защитный слой вокруг частиц пигмента и не дают им впитывать воду из-за влажности воздуха. Яйцо влияло на вязкость краски.
«Если вам нужно больше густоты не за счёт пигмента, то с помощью небольшого количества желтка вы можете создать краску с более высокой плотностью», — говорит автор исследования Офели Ранке из Технологического института Карлсруэ в Германии. Эффект желтка в масляной краске хорошо виден в картине «Мадонна с гвоздикой» Леонардо да Винчи. На картине заметны морщины на лице Марии и ребенка. «Одна из причин морщин — недостаточное количество пигмента в краске. Исследование показало, что этот эффект можно предотвратить добавлением яичного желтка», — сказала Ранке.
По словам ученых, художники сами экспериментировали с технологиями изготовления красок, улучшая таким образом характеристики. Химические реакции между маслом, пигментом и протеинами позволили создать, в частности, два популярных цвета — свинцовый белый и ультрамариновый синий.
Какие пигменты использовали художники и из чего их получали?
Пигменты в основном имели природное происхождение. Прежде всего, это — различные соединения железа (охра, мумия, сиена, сурик, умбра), которые позволяли художнику получать стойкие желтые, красные, коричневые, черные цвета. Ярко-красный цвет получали с помощью киновари, черный цвет — с помощью сажи, белый цвет — из мела или свинцовых белил, зеленый цвет с бирюзовым оттенком — из меди, синий ультрамарин, известный также как ляпис-лазурь — из полудрагоценного камня лазурит.
Источник
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть