Автомобилисты со стажем, сдававшие на права еще на старых советских «Жигулях», хорошо помнят, как инструкторы наставляли, что при парковке под уклон необходимо выворачивать колеса таким образом, чтобы они упирались в бордюр. Тогда машина снимает нагрузку с тормозов и коробки передач и не будет растягивать тросик ручника. Кроме того, шоферские легенды в те времена приписывали вывернутым колесам волшебные свойства по отпугиванию служб эвакуации, потому как погрузить в кузов эвакуатора такой автомобиль якобы было трудно. Отчасти эти истории были правдоподобны для тех времен. Однако сейчас изменилась эпоха и автомобили. Техника стала сложнее, и то, что раньше считалось за благо, теперь выглядит в глазах водителей опасным.
Переливной клапан
На старых «Жигулях» не было усилителей рулевого управления, поэтому руль у них можно было крутить как угодно и куда угодно, лишь бы у водителя для этого хватало сил. Если в замок зажигания вставлен ключ и блокиратор снят, то руль поворачивался без включенного мотора. Правда, был небольшой риск повредить механические соединения, но серьезной поломкой это не считалось.
Современные автомобили теперь устроены по-другому. Они оборудуются двумя типами усилителей рулевого управления. На недорогих моделях идет гидравлическая система, а на новые современные ставится электрика. Оба усилителя не могут работать без включенного мотора.
В гидроусилитель залито масло, которое выполняет роль рабочей жидкости. Механизм задействуется по параллельной схеме и загружает рейку при вращении руля. Мотор соединен с приводом насоса, с помощью которого масло циркулирует в системе.
Эти особенности нужно учитывать при эксплуатации. Гидроусилитель не любит крайних положений колес.
Если вывернуть руль до упора и оставить машину на паркинге, то включается переливочный клапан, который помогает маслу не задерживаться и проходить назад по контуру во избежание концентрации нагрузок. Часто этот перелив оказывается загрязнен, или его трубки уже износились, отчего мастера на сервисах рекомендуют избегать его срабатывания.
Если приходится на машинах с гидроусилителем поворачивать по максимальной дуге, то можно немного ослабить упор на «баранке» и после начала маневра на несколько градусов вернуть обратно. Тем самым радиус траектории поворота не изменится, а переливной клапан закроется.
Давление в паркинге
Если же встать с вывернутым до упора рулем на паркинге, то здесь могут быть неприятности следующего характера. При стоянке подвеска и колеса нагружаются за счет так называемого кастера, то есть угла продольного наклона оси колеса. Кастер необходим для естественного возвращения колес в прямое положение в поворотах. Этот эффект заметен, когда после поворота руль самостоятельно возвращается в нейтральное положение. При движении кузов давит на этот угол, и появляется разворачивающий момент, который ослабевает по мере возвращения колес.
Если колеса вывернуты, то кузов даже во время стоянки давит через кастер и создает небольшое усилие в гидравлической системе. При долговременном воздействии страдают старые трубки и сочленения.
Кроме того, при включении мотора утром в гидравлическом контуре начинает циркулировать масло, которое резко бьет в открытый переливной клапан и может повредить его ослабленные элементы.
Поэтому на машинах с гидроусилителем до упора руль лучше не выкручивать, а фиксировать машину на уклонах с помощью других подручных средств. Можно упереться колесами в бордюр без их максимального поворота или просто подложить под протектор кирпич.
Не рекомендуется также резко вращать руль с гидроусилителем при выключенном моторе. В этом случае происходит концентрация напряжения в локальных участках системы, и масло может выдавить прокладки. Бывали случаи, когда такой поворот оборачивался необходимостью дальнейшего ремонта.
С электроусилителем надежнее
А вот электроусилитель рулевого управления более стойко выдерживает подобные выкручивания. В нем нет рабочей жидкости, а усиление руля происходит за счет работы электромотора, установленного параллельно рейке.
Электроусилитель можно крутить как угодно и оставлять машину с вывернутыми колесами — тоже. Правда, на стоянках в таком положении страдают пыльники шарниров равных угловых скоростей, которые растягиваются и многие часы проводят под напряжением. Если их подвергать растяжению часто, то спревшая от химических реагентов резина рискует лопнуть. Тогда внутрь пыльника попадают вода и грязь, оказывающие разрушительное воздействие на механизм. Поэтому пыльники стоит поберечь, в особенности если они уже проходили на машине не одну тысячу километров.
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть