13413

Подземная цивилизация. Репортаж с одной из самых грандиозных строек мира

"Аргументы и факты" в Беларуси № 13. Чей автомобиль? Почему не стоит покупать машину «по доверенности» 27/03/2018
Игорь Черняк / АиФ

Здесь сегодня близится к завершению строительство Рогунской ГЭС, которая станет самой мощной в Центральной Азии и поможет решить проблемы с электричеством во всем регионе — от Пакистана и Афганистана до Казахстана, возможно, начав подпитывать даже многострадальное Аральское море.

По извилистой горной дороге, на которой то тут, то там валяются внушительные булыжники («Вот этот только недавно свалился, час назад проезжал — его ещё не было», — комментирует водитель), оставив позади пару шлагбаумов с милицией, попадаем на смотровую площадку. Уже здесь масштабы поражают. Величественные горы с покрытыми снегом вершинами, внизу — горная река Вахш красного от глины цвета, а в ущелье копошатся крохотные экскаваторы, бульдозеры и самосвалы. После ввода ГЭС в строй все это накроет огромное искусственное море глубиной в сотни метров. Но основная жизнь, предупреждают нас, сегодня — внутри гор. Спускаемся — ё-моё, да здесь и впрямь целый подземный город! Сеть «улиц» — десятков расходящихся в разные стороны тоннелей, на перекрестках которых встречаются даже регулировщики, — 75 км. (Вспомнилась крымская Балаклава — вырубленная в горах под Севастополем на случай ядерной войны база советских подводных лодок. Так вот она в сравнении с Рогуном кажется детской песочницей.) Вереницы самосвалов, тракторов, бульдозеров круглые сутки идут по подземным дорогам в обе стороны. Гора наполнена гулом, ручьями электросварки, трясением бетонных вибраторов, множеством лиц под белыми касками.

Рогунская ГЭС.
Фото: АиФ/ Игорь Черняк

 

В конце одного из тоннелей — лестница вниз, как в обычном подъезде, только лифта нет. По бетонным ступенькам спускаемся вниз этажей на пять. Идём по каким-то запутанным коридорам, слева-справа двери с надписями на таджикском, и не скажешь, что все это — в самом чреве горы, а вверху 300 метров горной породы. То, что открывается дальше, — вообще за гранью реальности: гигантское пространство, циклопические залы, переходящие один в другой, — машинное отделение, трансформаторное, турбинное. Высота «потолков» — до 100 метров, сюда бы спокойно вместился десяток 16-этажек — небольшой микрорайон. В горе. Сколько же тысяч, десятков тысяч самосвалов грунта пришлось отсюда вывезти — трудно представить.

Побывавший здесь недавно писатель Проханов с присущей ему образностью назвал все это «невиданной подземной цивилизацией». «Оживает сказочный миф, утверждающий, что центр Земли населён исполинами, которые одухотворяют мёртвую породу Земли», — восхищался он. И действительно, стройка поражает своей красотой и сложностью.

А начались работы здесь ещё при СССР, в середине 1970-х. Стройплощадки — на высоте от 1000 до 1700 метров. До ближайшей железнодорожной станции 80 км. Рядом специально для строителей построили город. И к началу 1990-х половина работ по возведению ГЭС была завершена. Но тут случилась «знаменательная» встреча Ельцина, Шушкевича и Кравчука в Беловежской пуще. После развала Союза темпы строительства упали, а потом, в 90-х, когда в Таджикистане вспыхнула гражданская война, и вовсе остановились. Все здесь было разграблено, разрушено, а что-то и взорвано.

Рогунская ГЭС.
Фото: АиФ/ Игорь Черняк

 

И только спустя десятилетие началось возрождение. Велик был Советский Союз, построивший неподалёку Нурекскую ГЭС и начавший строительство ещё более мощной Рогунской. Но надо отдать должное и Таджикистану, в непростое для себя время поставившему задачу довести до конца этот гигантский советский проект с самой высокой (335 м) плотиной в мире. Для продолжения строительства был даже объявлен всенародный сбор средств. Сейчас здесь работает 16 тысяч человек. Полный интернационал — от итальянцев и французов до немцев и китайцев, не говоря уже о самих таджиках...

Когда в Таджикистане началась гражданская война, большинство русских бежало в Россию. Уехал, глотая слезы, и «отец» Рогунской ГЭС Николай Савченков. Как он позже признавался, — уехал без надежды вернуться. Но судьба распорядилась иначе: после решения таджикских властей возобновить строительство Савченкова пригласили стать советником. Понимая важность Рогунской ГЭС для стран региона и связанную с этим экономическую выгоду, он настойчиво добивался возобновления участия в проекте России. Писал письма «на самый верх». Ответ получил от зама начальника одного из департаментов Минэнерго — «не видим экономической целесообразности». А вскоре и сам Савченков был вынужден уехать домой — по состоянию здоровья.

Вот так и получилось, что российское присутствие в Рогуне сегодня минимально. Техника здесь все больше японская и китайская, хотя самосвалы встречаются и узбекской сборки (известные во всем мире MAN), есть машины и из Беларуси. Все руководство стройки — таджики, главные контракты заключены с итальянцами...

Игорь Черняк. Москва-Душанбе.

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно