Было время, когда «неприкасаемых» во многих индийских княжествах казнили за приближение к кортежу раджи меньше чем на 10 тыс. шагов. Формально Конституция 1950 года признала юридическое полноправие «неприкасаемых» и отменила деление на касты. Что происходит в реальности с кастовым вопросом – выяснял обозреватель «АиФ».
38-летний Биджой Мандип, сидя со мной в кафе в Дели, усмехается. «Моих родителей сюда на порог бы не пустили, — вспоминает он. — Ещё недавно здесь было не устроиться официантом — посетители просто перестали бы приходить, узнав, кто тут работает. Закусочные посещал со своей посудой: иначе все откажутся мыть тарелки после „парии“». Биджой относится к касте «шудр», или слуг — его отец и мать работали уборщиками мусора. Так же, как дедушка и бабушка. Формально деление на касты в Индии отменено по Конституции 1950 года: её разработал первый министр юстиции страны Бхимрао Рамджи Амбедкар — сам происходивший из «неприкасаемых». Тех людей, до которых представителям «высших каст» нельзя даже дотронуться, чтобы не «запачкать» себя. «Официально, такого больше нет, — говорит Биджой. — В 1997 году „неприкасаемый“ политик Кочерил Раман Нараян даже стал президентом Индии. Но на деле, я по-прежнему чувствую себя изгоем. Старые люди на улице могут плюнуть в мою сторону, увидев, что я принципиально ношу ленточку „низшей касты“. Кастовой системе больше двух тысяч лет, и её не так легко выбросить из сознания народов республики». Так как же сейчас живут в Индии «неприкасаемые», каковых ещё 200 лет назад во многих индийских княжествах казнили за приближение к кортежу раджи меньше чем на 10 000 шагов?
«Его дыхание оскверняет»
— Насчёт каст в Индии, как у вас говорят, «чёрт ногу сломит», — объясняет бизнесмен Кришна Сингх, в 1979-1984 гг. учившийся в СССР. — Есть четыре главных сословия, «варны». Брахманы — это священники и жрецы. Кшатрии — воины и цари. Вайишьи — торговцы и земледельцы. И низшая — шудры, слуги. Каждая каста разделяется ещё и на тьму подкаст, и разобраться в них, если ты не индиец, невозможно. «Неприкасаемых» называют далиты — в переводе с санскрита это «разбитые», «отверженные», «сломанные».
С 1933 борцы за равноправие каст запустили в оборот название «дети бога», объясняя, что к далитам благоволил Вишну, но оно не сильно-то прижилось. Нет, в глаза тебе все будут говорить, что им плевать на касты, мы же находимся в XXI веке, а это пережиток феодализма. Но в жизни всё иначе, особенно если ты верующий индуист. Ведь один из смыслов индуизма — перерождение после смерти в теле представителя касты повыше. Такому правилу всё подчинялось тысячи лет, а теперь — ну, был ты «неприкасаемым» и навсегда им останешься, нет же больше каст. Предубеждения остались. Вот вы сидели с человеком в кафе? Потом увидите, на этот стул до конца рабочего дня никто не сядет: даже дыхание «парии» оскверняет, а уж прикосновение-то! К сожалению, депутаты нашего парламента тоже обходят кресла, где сидели «неприкасаемые», и придумают тысячу причин, чтобы их не занимать.
«Свадьба с конём запрещена»
«Казалось бы, современная цивилизация, — вздыхает далит Рания Батра. — По Конституции Индии за дискриминацию человека по кастовому признаку можно попасть в тюрьму. Представителям „неприкасаемых“ гарантированы места в правительстве, в парламенте, в учебных заведениях. На словах всё прекрасно. Но в быту… я не знаю таких случаев, чтобы представитель касты брахманов женился на девушке-далите. От него отвернётся вся родня. Если же юноша-далит оказывает внимание девушке из „высшей касты“, его попросту убьют».
«Мы остались рабами»
— Проблема и в том, что сами «неприкасаемые» тоже подразделяются на касты, и ведут себя соответственно, — считает далит Мохана Чандра, в 2002-2011 гг. работавший в аппарате правительства штата Харьяна. — Например, главным министром штата Уттар-Прадеш трижды избиралась Маявати — известный политик из наиболее презираемой в индуизме подкасты «дубильщиков кож». Так какие-то «неприкасаемые» сами не подавали ей руку — мол, мы же выше, чем она! Чтобы избавиться от своего клейма «низших людей», далиты активно принимали ислам и христианство, но это их не спасло — свои подкасты существуют и среди индийских мусульман, и среди католиков и протестантов. Я не спорю, стало намного лучше — чем, скажем, 100 лет назад, когда невозможно было представить себе члена парламента — далита или далита в правительстве штата. Однако в обществе ничего не меняется. У многих «неприкасаемых» происходит нервный срыв. Они показательно заходят в храмы, хотя «низшей касте» это нельзя, или бьют посуду в кафе в случае наличия там тарелок и чашек для далитов. Это дикий пережиток древности, Средневековья.
«Могут избить за девушку»
Слово «пария» (в переводе — отверженный) родом из южноиндийского штата Тамилнаду. Прежде таким людям запрещали селиться в городах, и они жили в посёлках на приличном расстоянии от «высших каст», в хижинах, построенных из обломков дерева и мусора. «Теперь я спокойно живу в городе, — говорит бизнесмен Мукеш Митра. — А мой прадед не мог об этом даже мечтать. „Неприкасаемых“ 200 миллионов человек, это 17% населения Индии, и игнорировать нас не получится. Уже в конце XX века 10% индийских чиновников составляли далиты — ну, не нравится тебе этот факт, не ходи к ним на приём, не решай свои проблемы, тебе же хуже. В крупных городах стало проще, хотя и здесь случаются инциденты. Но в маленьких городках и деревнях дела обстоят, как в средние века. А мы ведь такие же люди, как и другие граждане Индии. Но консерваторам это не вдолбить. Вы только представьте — подобное отношение из-за того, что твой прадед выделывал кожу или чистил туалеты! Современному человеку в Европе и в голову не придёт не подать руки его потомку. Увы, в Индии такое норма». Да, я часто убеждаюсь в этом лично. Белые европейцы для индийцев — всё равно, что каста раджей, ведь они сотни лет управляли страной. Официант в кафе в Бангалоре шёпотом говорит мне: «Не садитесь за тот столик, там сидели „неприкасаемые“». «Мне всё равно», — резко отвечаю я и сажусь на стул. Он смотрит на меня с диким удивлением.
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть