…Когда ровно 20 лет назад я прилетел в Дели, меня просто потрясла местная обстановка. Казалось, я высадился на другой планете – трущобы из картонных коробок, лезущие в дверь такси оборванные нищие, скопище на дорогах слонов, быков и ослов, жуткие пробки. Индийские же фильмы на киноэкранах СССР показывали далёкую восточную страну как родину красивых, танцующих по любому поводу людей, со вкусом одетых девушек, древних храмов и пальмовых рощ.
«Я приехал в Индию в 1965 году помогать в строительстве фабрики в Мадрасе, – вспоминает бывший советский специалист Алексей Маркин. – И помню: стоило выйти из квартиры, как меня окружали бездомные – они умоляли дать им хоть кусок хлеба, оторвав его от копеечной лепёшки «чапати». Однако сейчас Индия выглядит совсем иначе. В Дели построили современное метро, с проспектов почти исчезли попрошайки (раньше туриста-европейца дёргали за рукав на каждом шагу), протянулись современные шоссе. Даже коров разогнали с тротуаров – не посмотрев, что, согласно индуизму, они священные животные. Экономика Индии в последнее время растёт на 5–8% в год, и для России полезно было бы присмотреться – благодаря чему государство с почти полутора миллиардами населения смогло повысить уровень жизни своих граждан.
Нельзя нажиться на еде
– Индия элементарно стала использовать любую возможность заработать деньги, – объясняет финансист из Дели Виджай Чоудари. – Сейчас, например, наращивается экспорт товаров в Китай. Из Поднебесной нас заваливают дешёвым барахлом: недавно рабочие индийских фабрик устроили массовые акции протеста. Они сжигали китайские джинсы, кроссовки, требуя установить заградительные пошлины на продукцию соседней страны. КНР была вынуждена пойти навстречу, заключив соглашение о поставках индийского хлопка, железной руды и драгоценных камней: экспорт вырос на 20%. Россия продаёт в Китай куда больше товаров, но согласитесь – защита своих производителей у вас хромает. А китайский бизнес агрессивен, ему спуску давать нельзя. Ну и впервые за много лет в Индии взялись за коррупционеров – судят и сажают на всех уровнях. Провели в 2016 году денежную реформу, изъяв из обращения купюры, наиболее используемые при взятках. Метод спорный, зато отныне Индия находится на 80-м месте в рейтинге коррупции Transparency International (чем выше, тем лучше ситуация. – Авт.), а Россия, простите за откровенность, – на 136-м. Наши чиновники берут «хабар» реже – боятся.
Развивая реформы, Индия не забыла и о бедных: она тратит приличные деньги на социальные программы, поддерживая неимущих горожан и крестьян. Вспоминая гайдаровские эксперименты 1990-х, удивляешься – здесь при рыночной экономике какие-то цены строго регулируются правительством, чего уже давно нет в РФ. Заходя в маленький магазинчик за бутылкой воды, я не спрашиваю цену – на этикетке указана максимальная сумма, за которую следует продавать этот товар. То же самое относительно риса, растительного масла, муки – основных продуктов питания бедных слоёв населения. Спекулировать ими законодательно запрещено. В аптеках продаются за редким исключением сугубо индийские лекарства – очень хорошего качества. С 2005 по 2016 г. Индия увеличила выпуск фармацевтической продукции в 6 раз – до $36 млрд в год! «Это выгодно, – рассказывает фармацевт Грантх Сингх в аптеке города Амритсар. – Ведь нам больше не надо тратить тонны валюты, закупая в США и ЕС дорогие таблетки и мази. Всё самое необходимое для лечения индийцев производится дома». Глядя, сколько у нас в аптеках импорта по бешеным ценам, невольно призадумаешься.

Коровы на рельсах
По республике активно прокладывают сверхскоростные магистрали, и это очень кстати: индийские поезда – та ещё песня. Я ехал в набитом под завязку вагоне с курами и козами, опоздав в пункт назначения на четыре часа – на дороге разлеглось стадо коров. Наши РЖД строят в Индии железные дороги: как мне удалось узнать из источника в посольстве РФ, получить этот контракт было непросто, нам пришлось конкурировать с французами, немцами и китайцами. Индия поставила условие – при строительстве расходы пополам, а после поделим прибыль. В стране сотни миллионов пассажиров, магистрали явно принесут большие деньги. Далее индийцы стараются заменить в автомобилях топливо – с бензина на природный газ. Это удешевляет расходы и улучшает экологию. Начали появляться машинки-такси, бегающие на электричестве, – и они тоже обходятся недорого. Планируется газифицировать 70% домов в государстве. «Чудесная идея! – радуется торговец фруктами в районе главного базара Дели. – Посмотрите, я втридорога покупаю баллоны с газом, чтобы готовить еду. А так газ будет прямо в моей квартире». В прежние времена почти в любой индийской гостинице у меня на столе всегда стоял набор из свечей и спичек – электричество могли отключить на 3–4 часа. Сейчас такого нет, даже перестарались – понастроили столько электростанций, что некоторые простаивают: избыток энергии продают в КНР и Непал.
Доллары под ногами
– Индия наконец просыпается, как прежде Китай, – считает преподаватель истории в Университете Гупта Рачапалли. – Кто бы предрёк в 1970-е, что через 40 лет КНР станет одной из самых богатых держав мира? Рецепт роста экономики оказался прост – извлечение денег из всего, из чего можно их извлечь. Один только медицинский туризм благодаря стоматологии принёс в казну Индии 3 миллиарда долларов. Кстати, здешняя индустрия путешествий испытала бум после копирования китайского метода – ориентации на внутренний туризм. И вот уже в наших отелях большинство постояльцев – индийцы, они же летают по стране дешёвыми рейсами лоукостеров, принося в бюджет больше и больше рупий. И в нашей, и в вашей стране миллиарды долларов валяются под ногами. Только чиновники отчего-то никогда не стремятся их поднять.
…Велорикша в Амритсаре везёт меня к вокзалу за смешную сумму – 20 рупий (18 рублей). Индия остаётся бедной страной, и минимальная зарплата тут – 5000 рублей в месяц, в 2 с лишним раза меньше, чем в РФ. И всё же пример индийцев показывает: поднять качество жизни в стране доступно в кратчайшие сроки, если грамотно распорядиться деньгами. У нас в Фонде национального благосостояния лежат сотни миллиардов долларов. Их можно было бы потратить с умом на улучшение жизни граждан России. Пустить на скоростные железные дороги, на развитие внутреннего туризма, производство недорогих лекарств для пенсионеров, на газификацию страны – благо нам в отличие от Индии газ за границей покупать не надо. Это первый вариант. А второй – в Индии растёт количество платёжеспособных покупателей: хорошо бы не упустить и эти доходы, увеличив экспорт туда российских товаров. Один из дипломатов в Дели сообщил мне: «Сейчас у власти в Индии люди в среднем в возрасте за шестьдесят. Они прекрасно относятся к русским и помнят, что для них делал СССР. Важно успеть заключить выгодные контракты, пока это отношение сохраняется». Я искренне надеюсь: так оно и будет.
«Туземцев слишком много». Как жила Индия при английском колониализме
«Теперь арабы наши хозяева». Почему восточные немцы скучают по ГДР?
В Индии билет на самолёт стоит копейки. Почему же у нас летать так дорого?
«Даже овчарке вставил золотые зубы». Репортаж «АиФ» из цыганских гетто
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть