Если подойти к старому автомобилю и заглянуть в его кабину, то, помимо давно привычных руля и сидений, можно отыскать массу неожиданных устройств. На некоторых советских транспортных средствах было не три педали, а шесть, из торпедо торчали странные рычаги, а под рулевой консолью прятались рукоятки, назначение которых сейчас трудно объяснить. Современный водитель без вводной лекции вряд ли смог бы завести автомобиль из 1950-х годов и уж тем более проехать на нем до места назначения. Что же это были за устройства, о существовании которых мы сейчас позабыли?
Педаль стартера
Это был очень важный элемент управления легковой и грузовой машиной. В советских «Победах», а также грузовиках привод стартера выводился на дополнительную педаль около газа. С ее помощью при включенном зажигании можно было привести в действие бендикс и запустить мотор. Водитель нажимал на стартер носком ноги, а пяткой регулировал подачу газа, чтобы помочь мотору при первых схватках в цилиндрах. Такая операция очень помогала при холодном пуске. Сейчас эту последовательность действий выполняет автоматика при повороте ключа зажигания.
Переключатель фар
Еще одна педаль отвечала за переключение света фар с ближнего на дальний. Механический привод находился слева от сцепления и производил переключение реле, меняющего порядок работы ламп в фарах. При встречном разъезде водитель не тянул за подрулевой рычаг, как сейчас, а топтал крошечную клавишу под ногами, и фары мигали.
Централизованная система смазки подвески
На ГАЗ-21 первых серий была еще одна педаль, имеющая очень интересное назначение, - привод централизованной системы смазки элементов подвески. Через каждые 200 километров пробега требовалось нажимать по три раза на педаль механического привода насоса, который шприцевал жидкую смазку в шкворни и другие механизмы подвески. Смазка циркулировала в отдельной системе из резиновых патрубков, которую требовалось заранее заправлять маслом. Правда, работала система не лучшим образом, поэтому в последующие годы от нее отказались.
Рычаг под рулем
На двадцать первых «Волгах» и «Победах» между водителем и пассажиром нет рычага переключения передач. Он находится на рулевой колонке справа от водителя. Такое расположение позволяло освободить пространство рядом с шофером, чтобы посадить там третьего пассажира. Вместо кресел, как сейчас, впереди ставился широкий неразрезной диван, рассчитанный на троих человек. Пользоваться рычагом было удобно, но с внедрением 4-ступенчатых механических коробок и после ужесточения требований по безопасности надобность в таком расположении рычага отпала.
Подсос и ручной газ
Водители, начинавшие свой путь на «классике» или на «восьмерках», помнят, что такое подсос. Этот выдвижной рычаг использовался для обогащения смеси при холодном старте. При вытягивании его на себя заслонка в карбюраторе закрывалась, и мотор лучше заводился. Однако ездить «на подсосе» не рекомендовалось, так как существовал риск забрызгивания свечей бензином и образования сажевых отложений. После прогрева рычаг возвращали обратно.
Между тем в старых машинах был еще один рычаг с похожим назначением, так называемый «ручной газ». Это устройство помогало водителю не обогащать смесь и поддерживать нужные обороты мотора при прогревании или даже во время передвижения по загородным трассам. «Ручной газ» был предтечей круиз-контроля.
Открыть жалюзи
На «Победах» под торпедой находилась рукоятка регулировки жалюзи радиатора. Она использовалась для защиты мотора от переохлаждения во время поездок зимой. С закрытыми жалюзи система охлаждения сохраняла тепло. А вот летом рукоятку возвращали вперед и открывали створки, чтобы улучшить циркуляцию набегающего воздуха под капотом.
В общем, несмотря на кажущуюся простоту конструкции, управлять старинными автомобилями было непросто. От шофера требовались специфические знания для обслуживания транспортного средства и ловкость для орудования шестью педалями одновременно вместе с иными рычагами и переключателями. Подавляющее большинство сложных операций, таких как выставление опережения зажигания, регулировка клапанов, приготовление смеси, сейчас взяла на себя автоматика, и от водителя перед поездкой теперь требуется только повернуть ключ в замке зажигания.
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть