1911

Резко-прерывисто или плавно-медленно? Как правильно тормозить

Существует два принципиально разных алгоритма торможения. Ценители спортивного стиля езды привыкли к резким замедлениям, из-за чего заставляют машину останавливаться с визгом покрышек. Другие же водители, наоборот, не любят лишних перегрузок, поэтому стараются не сильно нагружать механизмы тормозной системы и растягивают путь до полной остановки на десятки метров. Кто из них прав и какой способ подходит для автомобиля лучше всего?

Три секунды до перегрева

Торможение - это сложный физический процесс, который можно разделить на несколько этапов. Сначала колодки сжимают диск и стремительно разогреваются, достигая рабочей температуры. В этот момент механизм испытывает максимальные нагрузки. Затем через несколько мгновений фрикционный материал колодок разогревается и действует максимально эффективно в течение трех секунд. Если процесс замедления автомобиля не закончен, начинается переход температуры в критическую зону, и фрикционный материал постепенно меняет свойства. Колодки перегреваются и проскальзывают. Вслед за колодками разогревается и диск.

Исходя из этого от водителя требуется выбирать торможение таким образом, чтобы всегда держать колодки при рабочей температуре.

Ударное замедление

Если водитель привык бить по тормозам, достигая резкого кивка машины с последующей небольшой перегрузкой, то он своими действиями снижает ресурс тормозных механизмов и всей гидравлической системы.

К примеру, если следует серия из продолжительных торможений и разгонов, то диск и колодки можно перегреть настолько, что тормоза перестанут хорошо работать и потребуют срочного охлаждения. В трековых и раллийных гонках перед резким торможением пилот должен таким образом рассчитать активацию тормоза, чтобы предварительно дать ветру продуть суппорты и диски. Ну а перед полной остановкой спортивной машины и заезда в боксы необходимо проехать несколько десятков метров накатом, чтобы хорошенько охладить диски, иначе есть риск их деформации и так называемого «отпускания», то есть процесса локальной потери зернистой структуры сплава, что приводит к нарушению однородности.

Кроме того, при резких ударных многократных воздействиях на педаль тормоза гидравлическая система подвергается неоправданным нагрузкам. Если автомобиль старый с изношенными резиновыми прокладками и сочленениями, то есть риск разрыва манжет, что приводит к потере герметичности системы и возникновению течи тормозной жидкости.

В общем, для правильного торможения требуется не только замедляться эффективно без резких ударных нагрузок, но и беречь механизмы от перегрева.

Плавно и долго

Излишне плавные торможения с незначительным нажимом на педаль тормоза тоже не так хороши для автомобиля, как кажется. Плавное торможение, конечно, меньше нагружает гидравлическую систему и не создает пиковых нагрузок, но оно приводит к перегреву и износу колодок. Если долго держать педаль прижатой, к примеру, при съезде с горы, наблюдается нагрев дисков и выработка фрикционного слоя колодок. И если в какой-то момент водителю покажется, что замедление протекает недостаточно и дорожная обстановка требует усилить перегрузку, то, к его удивлению, окажется, что тормоза уже перегреты и при более сильном продавливании педали ожидаемого замедления не ощущается. Водителю приходится давить изо всех сил, и «ватные» тормоза наконец останавливают машину.

Тормозить заранее

Поэтому наиболее эффективным будет сочетание одного и другого стилей торможения. Для длительных замедлений лучше всего использовать торможение двигателем, чтобы не перегревать колодки и диски. Если на автомобиле стоит механическая коробка передач, то торможение мотором достигается путем включения пониженной ступени трансмиссии под сброс газа. Тем самым растет внутреннее сопротивление, что приводит к замедлению вращения колес.

Если на машине установлена автоматическая трансмиссия, то сменить ступень можно с помощью включения спортивного режима или перейдя в ручной режим работы коробки.

Если же дорожная ситуация требует более активного торможения, то делать это надо заранее  и рассчитывать тормозной путь таким образом, чтобы предусмотреть выравнивание скорости или полную остановку намного дальше, чем позволяют возможности машины. Важно уверенно и резко прожать педаль тормоза, чтобы колодки крепко схватили диск и быстро сократили избыточную скорость. Затем через секунду-другую можно ослабить давление на педали, чтобы не перегревать тормоза, и далее замедляться плавно, поддерживая небольшое усилие в колодках. В этом случае колодки будут поддерживаться в наиболее эффективном температурном режиме и в случае повторного торможения смогут максимально эффективно замедлить машину.

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно