Стереотипы о такси знакомы многим. Отчасти они связаны с тем, что тарифы на их услуги непостоянные даже в рамках одного дня, одного маршрута и одной транспортной компании.
Какие права есть у пассажиров такси? Как не попасть на деньги, проехав всего несколько километров? Как формируются тарифы на перевозку? Об этом – в материале «АиФ».
ЗЕЛЕНОГЛАЗЫЙ АФЕРИСТ
В Сети набирает популярность история минской семьи, которая возвращалась с хоккейного матча и решила воспользоваться услугами такси. Решили взять машину «от борта». «Еще до того, как мы сели в машину, я сказала водителю, что читала о таких поездках «от борта» и хочу выяснить стоимость. Он сказал, что стоимость посадки – 6 рублей, а дальше по таксометру. Мы уточнили стоимость за 1 км и все такое, но он сказал: «Не волнуйтесь, это не про меня», – поделилась своей историей женщина. По ее словам, во время поездки стоимость на таксометре росла с космической скоростью. В итоге до конечной точки семья не доехала и решила выйти раньше. При этом, даже когда машина остановилась, счетчик продолжал работать, мол, это простой. Таксометр наматывал рубли вплоть до момента полного расчета и получения чека и сдачи. «Водителю лет 50 или даже больше – взрослый. Мы с ним не ругались, весело распрощались. Убегали даже, чтобы еще за что-нибудь платить не пришлось. Я сказала ему напоследок, что как раз про него, видимо, и читала в новостях».
Некоторые недобросовестные таксисты достаточно хорошо освоили современные технологии и с их помощью обманывают пассажиров. Читатель «АиФ» Алексей МАТУСЕВИЧ поделился своей неприятной историей: «Иногда поздно возвращаюсь домой, пользуюсь услугами такси, заказ которого происходит через мобильное приложение. К нему «привязана» банковская карта, с которой списывается нужная сумма за поездку. В один из таких вечеров сел в машину. Водитель сразу огорошил, что моя карточка не работает и предложил оплатить поездку наличными. Будучи уставшим, я так и сделал, посчитав, что с карточкой разберусь завтра. Представьте мое удивление, когда на следующий день мне пришло уведомление о снятии средств со счета за поездку в такси. Получается, я заплатил по двойному тарифу. Сумма для меня не космическая, 20 рублей, но ситуация неприятная».
ЧЕТКАЯ СУММА
Несмотря на то что сфера перевозок регулируется гражданским законодательством и Законом о защите прав потребителей, предельных или единых тарифов на услуги такси в Беларуси не существует. Но правила все же есть. Так, в соответствии со ст.7 Закона о защите прав потребителей лицо, оказывающее услуги, обязано своевременно сообщить достоверную информацию о предлагаемых услугах, в том числе цену и условия оплаты услуг.
Кроме того, нужно иметь в виду, что к ценообразованию такси государственные службы отношения не имеют. Это прерогатива перевозчика. Тарифы он устанавливает исходя из затрат. Об этом гласит п.159 «Правил автомобильных перевозок пассажиров», где указано, что «размер платы за автомобильную перевозку пассажиров автомобилем-такси определяется по кассовому суммирующему аппарату, совмещенному с таксометром, на основании установленных тарифов». Они включают в себя подачу авто по заказу, 1 км пробега и 1 час оплачиваемого простоя. Размер платы за подачу автомобиля-такси по заказу, посадку в автомобиль-такси объявляется пассажиру автомобильным перевозчиком или диспетчером такси.
«Все, что касается необоснованно установленной платы за проезд, решается между пассажиром и перевозчиком в судебном порядке. Перевозчик может потребовать с пассажира хоть тысячу рублей, если обоснует, что несет такие затраты. Поэтому самое главное, на что нужно обратить внимание, прежде чем сесть в такси, это то, что вам должны четко обозначить условия поездки, в том числе цену. Не понравились условия – ваше право отказаться от поездки», – резюмирует юрист Виктор ЛЕЩЕНКО.
В Транспортной инспекции рекомендуют пассажирам вызывать такси через диспетчеров, а не «от борта», так как при заказе через диспетчеров пассажиру гарантировано применение тарифов, которые он может уточнить при оформлении заказа на поездку.
Что касается заказа такси через мобильное приложение, то стоимость в сервисах рассчитывается сложным алгоритмом в режиме реального времени, где на нее влияет множество факторов. Если кратко, когда заказов в определенный момент значительно больше, чем свободных водителей, алгоритм автоматически формирует временный повышающий коэффициент. Например, в будние дни в утренний и вечерний час пик, когда на улице неблагоприятная погода, пробки и т. д. Поэтому цена поездки может быть разной, даже в рамках одного маршрута в течение одного дня.
ХИТРЫЙ ПАССАЖИР
Справедливости ради стоит отметить, что хитрыми бывают не только работники такси, но и пассажиры. Таксист Григорий (имя изменено) сетует: «Часть людей вызывают машину к черту на куличики, но по каким-то причинам в итоге никуда не едут. Еще одна частая история, когда в мобильном приложении пассажиры указывают конечный адрес поближе, чем им нужно изначально, но потом говорят, что агрегатор якобы что-то напутал, ехать нужно еще 2 км, но денег нет. Откажешь – поставят плохую оценку, а это влияет на твою репутацию. Таксовать – это не так просто, как может показаться со стороны. Давайте уважать друг друга».
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть