287

Комфорт в грязи. Нужен ли внедорожнику «автомат»?

Раньше считалось, что внедорожник должен быть исключительно с механической коробкой. Однако в последнее время вторичный рынок переполнился машинами с автоматическими трансмиссиями. Насколько адекватно они себя ведут на больших «джипах»?

Старые мифы

В 1980-е году существовал миф, что автоматические коробки противопоказаны для внедорожников. Неудовлетворительные отзывы о старых 3-ступенчатых или 4-ступенчатых агрегатах до сих пор остаются в памяти водителей. Однако это не значит, что современные автоматические коробки остались такими же неэффективными.

Современные «автоматы» претерпели серьезные изменения в конструкции и мало напоминают коробки из 80-х годов, которые действительно выглядели на офф-роуде откровенно слабо. Техника совершенствуется, и старые мифы приходится изживать.

Хороший внедорожник сейчас редко кто берет, чтобы ездить на нем только по бездорожью. До 98% времени эксплуатации этот транспорт живет на асфальте и передвигается на высоких скоростях. А здесь важен ездовой комфорт, без которого исполинские автомобили просто перестанут покупать. Поэтому без автоматической трансмиссии дорогим премиальным «джипам» обойтись уже трудно.

Но есть и другая крайность. Ряд уважаемых производителей ставят на большие кроссоверы трансмиссии, которые совсем не годятся для грязи. К примеру, вариаторы на Nissan Murano или X-Trail многих могут ввести в заблуждение по части надежности. На асфальте коробки ходят по 150-200 тысяч километров, а вот активная езда по размокшей грязи может «убить» их буквально за сезон. Поэтому «автомат» для внедорожников должен быть особый. Это, как правило, гидромеханическая трансмиссия с планетарными рядами и усиленным гидротрансформатором.

Преимущества «автомата»

Среди хороших внедорожных трансмиссий можно выделить коробки на Toyota и Mitsubishi. Они устанавливались на Toyota Land Cruiser, Hilux и Fortuner, Mitsubishi Pajero и пикапы L200. Неплохие трансмиссии шли на старые Nissan Patrol, Land Rover Discovery, Suzuki Grand Vitara и Kia Sorento.

Главное достоинство автоматических трансмиссий на бездорожье в том, что они позволяют дозировать тягу. К примеру, при преодолении каменистых участков на бездорожье или в песке чрезвычайно важно не сорвать колеса в занос и передвигаться крайне медленно. Если на машине стоит механическая коробка, такая как на Renault Duster, то водителю приходится нажимать на педаль сцепления, размыкать диски для демпфирования момента, что неизменно приводит к проскальзыванию сцепления и перегреву. Только от аккуратности водителя зависит ресурс трансмиссии.

Гидротрансформатор на «автомате» в этом отношении выглядит интереснее, потому как поглощает лишний момент и сглаживает рывки. Проскальзывать там нечему, а значит трансмиссия не может получить повреждения.

Достаточно придерживать внедорожник педалью тормоза, чтобы он сильно не разгонялся. А филигранно перевалиться через валуны или большую яму с перекосом кузова и диагональным вывешиванием колеса помогает коробка с понижающим рядом, которая устанавливается на все серьезные внедорожники.

«Автомат» часто связан с электронными системами помощи при движении. Есть даже системы помощи при спуске с горы. Водителю в этом случае достаточно отпустить педаль тормоза, и машина сама будет регулировать газ и давление в гидравлической системе тормозов. Вместе с «автоматами» на «джипы» ставят так называемый внедорожный круиз-контроль, регулирующий скорость и работу полного привода.

«Автомат» позволяет более широко пользоваться различными режимами движения, которые в зависимости от температуры и коэффициента сцепления колес с поверхностью выбирают правильную тягу, управляют дифференциалами и распределяют момент между колесами.

В общем, автоматическая коробка может хорошо служить не только на асфальте, но и на бездорожье. Она достаточно надежна и при правильной эксплуатации и своевременном обслуживании ходит до 400 тысяч километров. Главное, не путать «автомат» с «роботом» или вариатором, которые часто идут на компактные кроссоверы. Эти коробки не терпят буксования и часто выходят из строя при избыточных нагрузках. С такими сугубо легковыми трансмиссиями выезжать на бездорожье противопоказано.

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно