Раньше считалось, что внедорожник должен быть исключительно с механической коробкой. Однако в последнее время вторичный рынок переполнился машинами с автоматическими трансмиссиями. Насколько адекватно они себя ведут на больших «джипах»?
Старые мифы
В 1980-е году существовал миф, что автоматические коробки противопоказаны для внедорожников. Неудовлетворительные отзывы о старых 3-ступенчатых или 4-ступенчатых агрегатах до сих пор остаются в памяти водителей. Однако это не значит, что современные автоматические коробки остались такими же неэффективными.
Современные «автоматы» претерпели серьезные изменения в конструкции и мало напоминают коробки из 80-х годов, которые действительно выглядели на офф-роуде откровенно слабо. Техника совершенствуется, и старые мифы приходится изживать.
Хороший внедорожник сейчас редко кто берет, чтобы ездить на нем только по бездорожью. До 98% времени эксплуатации этот транспорт живет на асфальте и передвигается на высоких скоростях. А здесь важен ездовой комфорт, без которого исполинские автомобили просто перестанут покупать. Поэтому без автоматической трансмиссии дорогим премиальным «джипам» обойтись уже трудно.
Но есть и другая крайность. Ряд уважаемых производителей ставят на большие кроссоверы трансмиссии, которые совсем не годятся для грязи. К примеру, вариаторы на Nissan Murano или X-Trail многих могут ввести в заблуждение по части надежности. На асфальте коробки ходят по 150-200 тысяч километров, а вот активная езда по размокшей грязи может «убить» их буквально за сезон. Поэтому «автомат» для внедорожников должен быть особый. Это, как правило, гидромеханическая трансмиссия с планетарными рядами и усиленным гидротрансформатором.
Преимущества «автомата»
Среди хороших внедорожных трансмиссий можно выделить коробки на Toyota и Mitsubishi. Они устанавливались на Toyota Land Cruiser, Hilux и Fortuner, Mitsubishi Pajero и пикапы L200. Неплохие трансмиссии шли на старые Nissan Patrol, Land Rover Discovery, Suzuki Grand Vitara и Kia Sorento.
Главное достоинство автоматических трансмиссий на бездорожье в том, что они позволяют дозировать тягу. К примеру, при преодолении каменистых участков на бездорожье или в песке чрезвычайно важно не сорвать колеса в занос и передвигаться крайне медленно. Если на машине стоит механическая коробка, такая как на Renault Duster, то водителю приходится нажимать на педаль сцепления, размыкать диски для демпфирования момента, что неизменно приводит к проскальзыванию сцепления и перегреву. Только от аккуратности водителя зависит ресурс трансмиссии.
Гидротрансформатор на «автомате» в этом отношении выглядит интереснее, потому как поглощает лишний момент и сглаживает рывки. Проскальзывать там нечему, а значит трансмиссия не может получить повреждения.
Достаточно придерживать внедорожник педалью тормоза, чтобы он сильно не разгонялся. А филигранно перевалиться через валуны или большую яму с перекосом кузова и диагональным вывешиванием колеса помогает коробка с понижающим рядом, которая устанавливается на все серьезные внедорожники.
«Автомат» часто связан с электронными системами помощи при движении. Есть даже системы помощи при спуске с горы. Водителю в этом случае достаточно отпустить педаль тормоза, и машина сама будет регулировать газ и давление в гидравлической системе тормозов. Вместе с «автоматами» на «джипы» ставят так называемый внедорожный круиз-контроль, регулирующий скорость и работу полного привода.
«Автомат» позволяет более широко пользоваться различными режимами движения, которые в зависимости от температуры и коэффициента сцепления колес с поверхностью выбирают правильную тягу, управляют дифференциалами и распределяют момент между колесами.
В общем, автоматическая коробка может хорошо служить не только на асфальте, но и на бездорожье. Она достаточно надежна и при правильной эксплуатации и своевременном обслуживании ходит до 400 тысяч километров. Главное, не путать «автомат» с «роботом» или вариатором, которые часто идут на компактные кроссоверы. Эти коробки не терпят буксования и часто выходят из строя при избыточных нагрузках. С такими сугубо легковыми трансмиссиями выезжать на бездорожье противопоказано.
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть