Колея опасна тем, что может стать причиной аварии буквально на ровном месте. Автомобиль, ехавший продолжительное время равномерно и без позывов к сносу, вдруг мечется вправо и влево, забрасывает нос сначала в одну сторону, а затем в другую, и теряет управляемость. Почему это происходит и можно ли заранее распознать проблемное место и подготовиться к возможным неприятностям?
Колея на обочине
Бывает, что в поворотах на заснеженной трассе колея вылезает на обочину и соскакивает с асфальтовой дороги. Водители не видят границы асфальта и проводят виражи по наиболее удобной траектории, незаметно срезая часть поворота. Когда снег утрамбован, автомобили легко минуют этот участок. Однако мягкий снег зимней дороги со временем размягчается в оттепели и пробивается колесами, колея достает до мерзлой земли. Получаются ямки и неровности, особенно на стыках асфальта и гравийной обочины.
При съезде машины с асфальта колеса попадают в эти неровности, в результате чего автомобиль получает удар, подвеска встряхивается, по кузову идет пугающая волна. Если на дороге гололед, то есть риск получить небольшой занос и неприятный отскок машины в сторону.
Поэтому от водителя требуется внимательно следить за направлением колеи. Если на правых поворотах она слишком приближается к краю насыпи, то это верный признак того, что асфальт остается где-то сбоку. В этом случае лучше заранее сбросить скорость до 60 км/ч в зависимости от уровня сцепления с дорогой и подготовиться к возможной встряске.
Нарастающие колебания
Бывают разные виды колеи. Колея первого вида возникает в свежем снеге, и в самом начале она становится очень скользкой. Снег тает от нагретых колес проезжающего транспорта, затем вода замерзает ночью с образованием на темных полосах асфальта участков ледяной поверхности. Как правило, такая колея неглубокая и ровная, благодаря чему автомобиль хоть и скользит, но редко идет юзом.
Опасность она представляет для автомобилей без АБС, которые при резком торможении могут испытывать разворачивающий момент из-за неравномерного замедления разных колес на смешанных покрытиях. К примеру, если на одной тропке есть лед, а на другой сухой асфальт, то при торможении есть риск резкого увода машины в сторону при нажатии на педаль тормоза. Поэтому, как только такой увод ощущается, потребуется отпустить педаль и тормозить плавно, с небольшими нажатиями на педаль, словно качая ее вниз и обратно. В этом случае можно добиться сохранения траектории движения.
Скользкие канавки
Гораздо опаснее старая колея, которая пробита транспортом в слежавшемся снегу. Если даже она достигает асфальта, то по ее краям образуются буртики из твердого снега, которые мешают колесам быстро и безопасно покидать колею, из-за чего автомобиль начинает испытывать трудности с управляемостью.
Кое-где буртики имеют ровные грани, а в других местах — неровные острые края и ледяные наросты, вызывающие рыскания на трассе. Опасность заключается в том, что такие места с неровностями и кочками на колее появляются внезапно. Плавное и равномерное движение машины вдруг прерывается тряской, колеса стучат по ледяным буграм, попадают на неровные края, сползают с них, вызывая подруливания задней оси. Если рыскания кузова входят в резонанс с колебаниями подвески, то машину может занести на ровной дороге. И водитель не всегда бывает готов к такому сценарию. Машину начинает кидать по бокам, затем она подскакивает и пугающе разворачивает нос.
Поэтому, как только на колее начинается опасная раскачка кузова, лучше погасить колебания мягким кратковременным торможением. В этом случае амплитуда колебаний изменится, и машина сохранит стабильность траектории. Коррекции рулем должны быть плавными и небольшими, чтобы не спровоцировать занос машины. В обледенелой колее с острыми краями безопасная скорость должна быть не выше 50 км/ч.
Обледенелая колея
Распознать плохое сцепление шин с поверхностью можно по поведению машины на прямиках. Если она стала рыскать и на несколько сантиметров менять траекторию после наезда на ямы или кочки, то под колесами действительно скользко. Проверить догадку можно резким, но коротким продавливанием педали тормоза. Если включается АБС, то надо насторожиться. Лучше сбросить скорость со 110 км/ч до 70 км/ч. Обычно тогда к автомобилю возвращается стабильность на скользкой поверхности.
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть