Родившийся 145 лет назад — 3 сентября 1875 года — выдающийся конструктор разнообразной техники Фердинанд Порше хорошо известен не только на своей родине, но и в России. Его имя легко узнаваемо по продающимся сейчас спорткарам, а также по образцам военной техники, воевавшей на Восточном фронте и принимавшей участие в сражении на Курской дуге и на других участках фронта. Самоходки «Фердинанд» стали одним из самых грозных образцов оружия вермахта. Однако всемирную славу Порше принесла не служба гитлеровскому режиму, а его конструкторская школа и множество передовых идей, воплощенных в автомобилях, грузовиках и в даже в карьерных самосвалах.
Первые гибриды
Семья Порше жила в Австрийской империи, в небольшом городке Мафферсдорф, который сейчас является частью Чехии и называется Вратиславице. Его отец владел ремонтной мастерской и передал двум сыновьям любовь к технике. С 15 лет молодой Фердинанд работал вместе с братом в мастерской и готовился продолжать дело отца, однако интенсивное развитие промышленности требовало больше теоретических знаний. Он уже не хотел быть кустарем и уговорил родителей оплатить обучение в техническом училище в городе Райхенберг, а затем поступил в Имперский технический университет Австрии. Его интересовала электротехника. А устройство на работу в электротехническую компанию Лонера сформировало взгляды на жизнь.
В конце XIX века шла борьба двух технических направлений. Одни конструкторы видели будущее за электрическими системами в моторостроении, а другие совершенствовали двигатель внутреннего сгорания, считая, что именно ему суждено стать главным на транспорте. Молодой Фердинанд Порше считал, что истина лежит где-то посередине и выступал за симбиоз этих технических решений.
Уже в 1889 году конструкторское бюро венской фирмы Лонера под руководство Фердинанда Порше разработало бестрансмиссионный автомобиль на электрической тяге. Эта машина отличалась тем, что была гибридной и переднеприводной одновременно, что по тем временам было новшеством. Машина имела бензиновый генератор, вырабатывающий электрический ток, и два электромотора в передних колесах, обеспечивающих тягу. В 1890 году на Всемирной выставке в Париже машина получила Гран-при.
Порше обрел признание автомобилистов и известность среди конструкторов, и его карьера пошла в гору. В 1906 году Фердинанд Порше стал техническим директором и главным конструктором венской компании Austro-Daimler. Под его руководством создаются автомобили Prinz-Heinrich, Sascha, ADM и ADR, а также множество образцов гибридных двигателей для военной и железнодорожной техники. Австрийское правительство заказывает в разработку новые моторы для самолетов и дирижаблей. И с началом Первой мировой войны Austro-Daimler и конструкторское бюро под управлением Фердинанда Порше работают на военную промышленность. Гибридные моторы закупает Германия для дирижаблей, за что Фердинанд Порше получил от немецкого кайзера крест «За заслуги», а от венского имперского дома удостоился звания заслуженного профессора Венского технического университета.
Автомобили и спорткары
После Первой мировой войны и крушения Австро-Венгерской империи и по окончании гражданской войны Фердинанд в 1923 году переехал в Германию и вступил в должность главного инженера штутгартской компании Daimler-Benz AG, где с воодушевлением приступил к работе над автомобилями Mercedes, в том числе и над их гоночными модификациями. Под его руководством идет работа над прославленными компрессорными двигателями, принесшими славу штутгартской марке.
Самыми знаменитыми Mercedes, созданными под началом Порше, стали спортивные S и SS, побеждавшие во многих соревнованиях в Европе.
В 1932 году по приглашению советского правительства Фердинанд Порше посетил СССР и побывал на некоторых строящихся заводах, в том числе и на сталинградском тракторном. Конструктору было предложено остаться и заниматься разработкой военной техники. Однако, взвесив все достоинства и недостатки предложения, он отказался.
С приходом к власти нацистов Daimler-Benz AG занялся изготовлением спортивных моделей «Серебряные стрелы», которые приняли участие в европейских соревнованиях, а также в рекордных заездах. Фердинанд Порше занимался разработкой рекордных моделей Auto-Union, на которых гонщик Бернд Роземайер установил несколько рекордов. На автобане «Франкфурт — Дармштадт» он впервые преодолел барьер скорости в 400 км/ч, а в январе 1938 года Auto-Union Type R показал 436 км/час. Однако гонщик погиб.
В начале 30-х годов конструктор создает свое бюро под названием «Dr. Ing. h. c. F. Porsche GmbH» и приступает к самому знаменитому своему проекту. В июне 1934 года он получает контракт на разработку «народного автомобиля» (Volks-Wagen). Прототипы машины были готовы в сентябре 1936 года. Это двухдверные купе V1 и четырехдверные седаны V2. Машина прошла испытание и готовилась к выпуску. Первые экспериментальные партии выпустил завод Daimler-Benz. Началось строительство нового завода. Однако в планы вмешалась война, и на базе народного автомобиля в 1938 году был разработан прототип армейского полноприводного автомобиля VW Typ 82 (Kübelwagen).
Грозный «Фердинанд»
Во время Второй мировой войны Фердинанд Порше вернулся к идее гибридного двигателя. Эта схема оказалась полезной в танкостроении. Его конструкторское бюро взялось за разработку танка «Тигр». Порше предложил использовать электрические моторы в задних колесах танка, а в качестве мотор-генераторов — 12-цилиндровые низкооборотистые карбюраторные 265-сильные двигатели водяного охлаждения «Майбах» HL 120 TRM, установленные параллельно. Эта гибриная схема позволяла отказаться от коробки передач и решала проблемы с недостатком крутящего момента бензиновых моторов. Электрические двигатели могли выдавать максимальный момент с нуля оборотов, что позволяло для танка решить проблемы проходимости. Танк «Тигр» виделся Фердинанду Порше гибридным.
Между тем военные идею не поддержали. Машина казалась им очень сложной в производстве и эксплуатации. Комиссия решила принять на вооружение танк фирмы «Хеншель» под тем же названием «Тигр».
Однако по поручению Гитлера Фердинанду Порше позволили опробовать свою схему на практике. В серию пошли самоходные артиллерийские установки «Фердинанд», построенные на шасси «Тигра» от Порше. Гибридная схема показала себя с наилучшей стороны, однако гигантский вес машины почти в 70 тонн создавал массу неудобств в болотах Восточного фронта. Тяжелая 200-миллиметровая броня и отсутствие поворачивающейся башни сделали эту самоходку уязвимой в ближнем бою. Однако на дальних расстояниях «Фердинанд» был опасным оружием. Не зря название «Фердинанд» стало нарицательным среди советских танкистов, и к концу войны так называли все немецкие самоходки с задним расположением артиллерийской башни.
После войны Фердинанд Порше был арестован союзниками и попал в руки французов. В течение двух лет он, будучи в заключении, помогал создавать компании Renault народную модель 4CV, а затем после освобождения передал бразды правления своей фирмой в руки своего сына Фердинанда (Ферри) Порше-младшего, которому пришлось начинать все с нуля. При нем компания получила новое дыхание и стала одним из ведущих конструкторских бюро мира.
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть