Недавно правительство внесло изменения в постановление об утилизации транспортных средств (ТС). Речь идет о легковых и грузовых автомобилях, а также самоходных машинах (погрузчики, краны, бульдозеры и т. д.), ввозимых в страну из-за границы. По сути дела, для физлиц ничего не изменится, а для юрлиц – дилеров-импортеров, ИП и других субъектов хозяйствования ставки сбора увеличатся в 2 –3 раза. Изменения вступят в силу через 10 дней после официального опубликования постановления.
Согласно документу ставки утильсбора определены для ТС двух категорий: до трех лет включительно и старше 3 лет с даты выпуска. Ранее было 3 вида: до трех лет, от трех до семи и старше семи лет.
«Ставки утильсбора на новые автомобили изменятся только для ограниченной части авторынка. Например, если имеется в виду рынок официальных дилерских продаж, то на нем в прошлом году 72% занимала отечественная продукция СЗАО «БЕЛДЖИ». Её повышение ставок не коснется. Такая же ситуация и с машинами, ввезенными из стран ЕАЭС – в первую очередь из России и частично из Казахстана. Для этих импортеров ставка осталась прежняя: 544,5 руб. за автомобили до трех лет и 816,7 руб. – более трех лет с даты выпуска. По понятным причинам ставки на новые автомобили всегда ниже, поскольку если уж и импортировать, то не старье, а что-то новое и современное, – поясняет руководитель Автомобильной ассоциации «БАА» Сергей ВАРИВОДА. – А вот если говорить о всем, что ввозится из-за пределов ЕАЭС, а это примерно 20 –25% официальных, или дилерских, продаж, то для них сбор подорожал и очень значительно».
Есть еще ряд важных моментов. Ставки повышены по-разному для некоторых типов гибридных автомобилей, а также в зависимости от объема двигателя внутреннего сгорания. Так, на популярные 1–2-литровые автомобили ставки выросли в 2 раза, а на большие объемы двигателя – более чем в 3 раза.
«В целом повышение утильсбора приведет к росту издержек импортеров и, соответственно, к подорожанию значительной части автомобилей для конечного потребителя. Но, чтобы не потерять свою конкурентоспособность, импортеры автомобилей осуществят перенос утильсбора не одномоментно, а в течение некоторого периода, – считает Сергей Варивода. – Решение правительства может стать довольно сильной проинфляционной мерой. Это плата за решение актуальной задачи по развитию внутреннего производства, что важно с точки зрения экономики, производства, создания новых рабочих мест, налоговых поступлений и т. д. Многие страны проходили такой путь, ведь если хочешь развить собственное производство, то защити его от наплыва дешевой импортной продукции».
А что электромобили?
В отношении сегмента электромобилей в постановлении прописано, что повышение ставок утильсбора не затронет традиционные электромобили, а также автомобили с гибридными установками последовательного типа (модификация электромеханической трансмиссии с добавлением промежуточного накопителя, где двигатель внутреннего сгорания соединен только с электрогенератором, а тяговый электродвигатель – только с колёсами). Так же, как и автомобили с двигателем внутреннего сгорания, подорожают иные гибриды (параллельные, подзаряжаемые и т. д.), за исключением последовательных, импортируемые из-за пределов ЕАЭС. Таким образом продолжается политика правительства, направленная на стимулирование пополнения парка электромобилей страны.
«Параллельный импорт»
Собеседник «АиФ» отметил, что в прошлом году импортные поставки официальных дилеров составили приблизительно 5% общего объема импорта новых и бывших в употреблении легковых автомобилей – менее 7 тыс. автомобилей. Согласно постановлению Совмина №713 торговые и розничные надбавки на легковые автомобили официальных игроков авторынка ограничены 15%. Причем надбавка — это не прибыль, а суммарный доход, за счет которого дилер финансирует абсолютно все расходы на ведение бизнеса, включая расходы на организацию постгарантийного обслуживания, строительство или аренду дилерских центров, рекламу, зарплату персонала и прочее.
И все же в страну львиная доля импорта попадает по каналам «неорганизованного ввоза» – ввоз единичных автомобилей физлицами, организациями, ИП. Однако, несмотря на разовость подобных сделок, именно они суммарно доминируют на рынке. С учетом того что все сегменты авторынка тесно взаимосвязаны, при повышении цены за счет роста затрат у импортеров автомобилей в одном сегменте и у остальных игроков рынка появляется искушение «подтянуть цены вверх». Казалось бы, из-за увеличения утильсбора у них нет растущих затрат, но тем не менее есть желание улучшить финансовое положение за счет увеличения цен. Поэтому, когда увеличивается утильсбор для импортера, надо понимать, что в той или иной степени эффект роста издержек и цен коснется всех сегментов рынка, в том числе и сегмента б/у автомобилей.
Однако стоит еще раз подчеркнуть, что увеличение барьеров для импортеров создает более комфортные условия для развития внутреннего производства.
В ТЕМУ
В Беларуси утильсбор был введен в 2014 г., он оплачивается при ввозе автомобиля из-за границы вместе с таможенной пошлиной и вне зависимости от того, из какой страны он привезен. Величина сбора зависит от возраста автомобиля, объема двигателя, категории, назначения. Полученные средства поступают в госбюджет и направляются на утилизацию неэксплуатируемых автомобилей.
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть