1367

Цены на авто станут выше? Как повлияет на авторынок рост ставок утильсбора

Татьяна Ларина / Коллаж АиФ

Недавно правительство внесло изменения в постановление об утилизации транспортных средств (ТС). Речь идет о легковых и грузовых автомобилях, а также самоходных машинах (погрузчики, краны, бульдозеры и т. д.), ввозимых в страну из-за границы. По сути дела, для физлиц ничего не изменится, а для юрлиц  – дилеров-импортеров, ИП и других субъектов хозяйствования ставки сбора увеличатся в 2 –3 раза. Изменения вступят в силу через 10 дней после официального опубликования постановления.

Согласно документу ставки утильсбора определены для ТС двух категорий: до трех лет включительно и старше 3 лет с даты выпуска. Ранее было 3 вида: до трех лет, от трех до семи и старше семи лет.

«Ставки утильсбора на новые автомобили изменятся только для ограниченной части авторынка. Например, если имеется в виду рынок официальных дилерских продаж, то на нем в прошлом году 72% занимала отечественная продукция СЗАО «БЕЛДЖИ». Её повышение ставок не коснется. Такая же ситуация и с машинами, ввезенными из стран ЕАЭС  – в первую очередь из России и частично из Казахстана. Для этих импортеров ставка осталась прежняя: 544,5 руб. за автомобили до трех лет и 816,7 руб.  – более трех лет с даты выпуска. По понятным причинам ставки на новые автомобили всегда ниже, поскольку если уж и импортировать, то не старье, а что-то новое и современное,  – поясняет руководитель Автомобильной ассоциации «БАА» Сергей ВАРИВОДА. – А вот если говорить о всем, что ввозится из-за пределов ЕАЭС, а это примерно 20 –25% официальных, или дилерских, продаж, то для них сбор подорожал и очень значительно».

Есть еще ряд важных моментов. Ставки повышены по-разному для некоторых типов гибридных автомобилей, а также в зависимости от объема двигателя внутреннего сгорания. Так, на популярные 12-литровые автомобили ставки выросли в 2 раза, а на большие объемы двигателя  – более чем в 3 раза.

«В целом повышение утильсбора приведет к росту издержек импортеров и, соответственно, к подорожанию значительной части автомобилей для конечного потребителя. Но, чтобы не потерять свою конкурентоспособность, импортеры автомобилей осуществят перенос утильсбора не одномоментно, а в течение некоторого периода,  – считает Сергей Варивода. – Решение правительства может стать довольно сильной проинфляционной мерой. Это плата за решение актуальной задачи по развитию внутреннего производства, что важно с точки зрения экономики, производства, создания новых рабочих мест, налоговых поступлений и т. д. Многие страны проходили такой путь, ведь если хочешь развить собственное производство, то защити его от наплыва дешевой импортной продукции».

А что электромобили?

В отношении сегмента электромобилей в постановлении прописано, что повышение ставок утильсбора не затронет традиционные электромобили, а также автомобили с гибридными установками последовательного типа (модификация электромеханической трансмиссии с добавлением промежуточного накопителя, где двигатель внутреннего сгорания соединен только с электрогенератором, а тяговый электродвигатель – только с колёсами). Так же, как и автомобили с двигателем внутреннего сгорания, подорожают иные гибриды (параллельные, подзаряжаемые и т. д.), за исключением последовательных, импортируемые из-за пределов ЕАЭС. Таким образом продолжается политика правительства, направленная на стимулирование пополнения парка электромобилей страны.

«Параллельный импорт»

Собеседник «АиФ» отметил, что в прошлом году импортные поставки официальных дилеров составили приблизительно 5% общего объема импорта новых и бывших в употреблении легковых автомобилей – менее 7 тыс. автомобилей. Согласно постановлению Совмина №713 торговые и розничные надбавки на легковые автомобили официальных игроков авторынка ограничены 15%. Причем надбавка — это не прибыль, а суммарный доход, за счет которого дилер финансирует абсолютно все расходы на ведение бизнеса, включая расходы на организацию постгарантийного обслуживания, строительство или аренду дилерских центров, рекламу, зарплату персонала и прочее.

И все же в страну львиная доля импорта попадает по каналам «неорганизованного ввоза»  – ввоз единичных автомобилей физлицами, организациями, ИП. Однако, несмотря на разовость подобных сделок, именно они суммарно доминируют на рынке. С учетом того что все сегменты авторынка тесно взаимосвязаны, при повышении цены за счет роста затрат у импортеров автомобилей в одном сегменте и у остальных игроков рынка появляется искушение «подтянуть цены вверх». Казалось бы, из-за увеличения утильсбора у них нет растущих затрат, но тем не менее есть желание улучшить финансовое положение за счет увеличения цен. Поэтому, когда увеличивается утильсбор для импортера, надо понимать, что в той или иной степени эффект роста издержек и цен коснется всех сегментов рынка, в том числе и сегмента б/у автомобилей.

Однако стоит еще раз подчеркнуть, что увеличение барьеров для импортеров создает более комфортные условия для развития внутреннего производства.

В ТЕМУ

В Беларуси утильсбор был введен в 2014 г., он оплачивается при ввозе автомобиля из-за границы вместе с таможенной пошлиной и вне зависимости от того, из какой страны он привезен. Величина сбора зависит от возраста автомобиля, объема двигателя, категории, назначения. Полученные средства поступают в госбюджет и направляются на утилизацию неэксплуатируемых автомобилей.

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно