В XX веке автомобиль прочно вошёл в повседневную жизнь большого числа людей. Культура поведения водителей и их эмоциональное состояние стало предметом изучения психологов. В 1985 году доктор Леон Джеймс, профессор психологии университета Гавайев, впервые употребил термин «психология вождения». Джеймс пишет, что у водителей может наблюдаться три уровня эмоционального интеллекта: оппозиционное вождение (агрессивное, предполагающее привычку к дорожному гневу), защитное (стремление быть на чеку, привычка предполагать худшее) и благоприятное (проявление терпимости и снисходительности).
Как это связано с личностными качествами?
Аргентинские учёные Фернандо Пу и Рубен Даниэль Ледесма провели исследование взаимосвязи между личностью и стилями вождения. Они рассмотрели пять черт личности (поиск острых ощущений, агрессия, невротизм, активность, общительность), а также четыре стиля вождения (рискованный, агрессивный, тревожный и осторожный). Оказалось, что люди, которые считают себя агрессивными и жаждущими острых ощущений, чаще всего выбирают рискованный или агрессивный стиль вождения. Невротичные водители зачастую демонстрируют тревожный стиль поведения за рулём. А вот связи таких черт характера, как активность и общительность, ни с одним стилем вождения не обнаружилось.
Учёные из университета имени Бар-Илана в Израиле в 2011 году опубликовали исследование «Стили вождения и их ассоциации с личностью и мотивацией». В опросе приняли участие 320 водителей (150 мужчин и 170 женщин). Выяснилось, что стили вождения связаны не только с личностными чертами, но и с социально-демографическими. В частности, безрассудный и агрессивный стили вождения используют чаще мужчины, чем женщины. Также соответствующее поведение за рулём, по данным опроса, демонстрируют более молодые водители, открытые к поискам острых ощущений и обладающие более низкими уровнями сознательности и совестливости.
Тревожный стиль вождения свойствен больше женщинам, чем мужчинам. В целом, такие водители отмечают у себя наличие высокого уровня невротизма. Опрос показал, что люди, использующие тревожный стиль, воспринимают вождение как большой риск для жизни и раздражающий фактор.
Осторожный стиль вождения чаще всего отмечали у себя женщины. Зачастую он сопряжён с такими качествами водителя как сознательность и открытость, а также низким стремлением к получению острых ощущений. Респонденты, использующие осторожный стиль вождения, отмечали у себя стремление к получению удовольствия от процесса вождения (особенно среди молодых водителей).
6 типов на дороге
Также о связи между личностными чертами и поведением за рулём АиФ.ru рассказал психолог, транзактный аналитик Станислав ШИШКАНОВ. Для анализа он использовал классификацию личностей, которая называется Process Communication Model. Она включает 6 типов личностей:
— Первый тип — деятель. Это человек, у которого ключевые потребности заключаются в активности, какой-то движухе, стимулах и в признании его значимости. Соответственно, такой человек выберет модную машину. На дорогах он делает крутые виражи и пренебрегает правилами и удобством других участников движения. Деятель никогда не возьмет на себя ответственность, если на дороге что-то пошло не так, всегда будут виноваты другие. Он очень вспыльчив, ругается, готов даже приманить физическую силу.
Второй тип — логик, человек для которого важна определенность и правила. Он купит машину, которая будет рациональна, например, экономична либо хорошо подходит для тех задач, для которых он её покупает. Он осторожен, соблюдает правила. В трудной ситуации логик будет защищаться, обвинять других в несоблюдении правил.
Следующий тип личности — упорный. Для него важны ценности, убеждения, признание его вклада и его мнения. Такой человек выберет машину в стиле ретро. Он достаточно осторожен, внимателен на дороге. Упорный не будет нарушать правила, так как это не безопасно. В трудной ситуации обвинит других и будет сильно настаивать на своей правоте, этот момент для него принципиален.
Душевный — человек, для которого важны чувства, ощущения, комфорт, позитивное признание его личности. В его машине физически комфортно, ничего не должно отвлекать. Душевный всегда уступит на дороге, его можно подрезать 10 раз, он всё стерпит. Он не нарушает правила и не ездит быстро. В конфликтной ситуации первый возьмет вину на себя.
Мечтатель — личность, для которой важны его личное время и пространство. У него могут быть сложные отношения с автомобилем. С одной стороны, его машина — это его личное пространство, а с другой, — она претендует на его время, ресурсы. Поэтому такие люди не очень любят водить. Если мечтатель всё же заводит машину, для него это не будет очень важным, первостепенным. В трудной ситуации возьмет вину на себя.
Последний тип личности — бунтарь. Его ключевой потребностью является игра. Машина этого человека должна быть прикольная, яркого цвета. Он может нарушать правила, но не как деятель, а для игры, потому что это весело. Если на дороге возникнет конфликт, бунтарь снимет ответственность с себя и будет обвинять других.
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть