2502

Бензин в прошлом? Пора ли белорусам пересаживаться на электромобили

"Аргументы и факты" в Беларуси № 15. АиФ - Сила мысли 14/04/2020
  • Скоро запустят АЭС. Говорят, электричества будет много. Когда стоит продавать бензиновые и дизельные автомобили и пересаживаться на электрокары? А. Викторович, Брест

«АиФ» отвечает на вопрос читателя с помощью эксперта Андрея ПРОВОТОРОВА.

- Пересаживаться на электрокары в этом году точно не стоит. Хоть я сам фанат таких авто, но до 2025 года я бы не советовал даже думать о том, чтобы отказаться от бензина и дизеля.

Что у нас в наличии? В стране порядка 400 электромобилей.

Согласно Указу №273 «О стимулировании использования электромобилей» у нас владельцы электрокаров освобождены от уплаты пошлины за выдачу разрешения на допуск к участию в дорожном движении.

Также документ стимулирует программу создания государственной зарядной сети. По разным данным, у нас от 250 до 300 зарядных станций. Большинство принадлежат РУП «ПО «Белоруснефть». Не все из них круглосуточные. Увы, есть вопросы с культурой автовладельцев. Вы замечали, что иногда места, отведенные для электрозаправки, занимают бензиновые авто, которым надо припарковаться?

- Да, к сожалению, это не редкость.

- Получается, ты едешь на работу, а место на электрозаправке занято. Возвращаешься с работы - стоит тот же автомобиль. А заправок мало. Придется ездить между ними, пока не закончится электричество. И чем слабее батарея, тем более вы электрозависимы.

- Какой выход - ждать?

- Пока ждать. С 15 апреля 2020 года по 31 декабря 2021 года советом ЕЭК установлена нулевая ставка ввозной таможенной пошлины на ввозимые автомобили с полностью электрической силовой установкой, причем, в отличие от 2017 года, распространяться нулевая ставка будет и на физических лиц.

Почти параллельно с этими правилами вышел Указ главы государства от 12 марта 2020 года №92 «О стимулировании использования электромобилей» (рег. №1/18906 от 13.03.2020 г.), который вступает в силу с 15.06.2020 г. Он освобождает физлиц от уплаты НДС при ввозе в Беларусь электромобилей для личного пользования. Также владельцы электрокаров не платят пошлину за выдачу разрешения на допуск к участию в дорожном движении и освобождаются от платы за парковку на оборудованных местах до 2026 года.

Указом установлен и упрощенный порядок предоставления земельных участков для установки зарядных станций. С вводом нового указа действие старого указа №273 будет признано утратившим силу.

Старые авто - не вариант

- Поклонники электрокаров будут покупать их, невзирая ни на какие доводы. Я ожидаю, что рост продаж у нас будет, так же как и в 2016-2017 годах, в четыре раза. Мы ввезем и поставим на учет от 200 до 1000 электромобилей. После этого начнутся проблемы с заправками, и это хорошо. Потому что граждане будут жаловаться, просить установить электрозаправки в определенных  местах, и это станет стимулом для решения проблемы. Также в 2020 году заработает белорусская АЭС. Власти будут вынуждены решать вопрос использования избытка электроэнергии. Надеюсь, новые электрозаправки станут появляться не десятками, а тысячами.

- Как насчёт цены электрокаров?

- Несмотря на нулевой НДС и нулевые ставки таможенной пошлины на электромобили, цена последних остаётся слишком велика. При этом батареи у наиболее популярных электромобилей рассчитаны на 100-200 км. Многие из них уже «убиты» или наполовину «убиты» быстрыми зарядками (большинство хотят заряжать электромобили быстрее, что плохо сказывается на батарее). Отсюда и проблемы с продажей электромобилей на вторичном рынке. Их боятся покупать - и правильно делают. Низкая остаточная стоимость электрокаров отпугивает от покупки через вторые-третьи-четвертые руки.

Надеюсь, что к 2025 году у нас начнет вырисовываться следующая картина:

  • появятся от 1000 до 3000 электрозаправок на всю республику, для сравнения: сейчас у нас около 1000 АЗС, где можно купить бензин и дизель;
  • сформируется культура использования мест под зарядку электромобилей;
  • появятся технологии по быстрой/щадящей для батареи электрозаправки;
  • снизится стоимость электромобилей;
  • появится большое количество бюджетных электромобилей различных марок;
  • решится проблема с продажей электромобилей на вторичном рынке;
  • появятся новые долговечные батареи (возможно, нового типа);
  • появится полноценное производство электромобилей в Беларуси;
  • будут предоставлены дотации от государства на покупку электромобилей;
  • появятся дополнительные льготы покупателям электрокаров, например, в виде налоговых послаблений, денежные бонусы на установку домашних зарядных устройств, возможность ездить по полосам общественного транспорта и платным дорогам и т. д.

После этого можно будет выбирать понравившийся электромобиль, продавать старый бензиновый и начинать, как говорится, новую жизнь. На данный момент владельцы электрокаров в Беларуси стали заложниками основной проблемы - как найти электричество.

По прогнозам экспертов, в 2030 году 31% продаж новых авто и 20% мирового автопарка будут электрическими. Давайте будем на это рассчитывать и думать о массовом переходе на электромобили, но не прямо сейчас.

- Так, может быть, в 2025 году уже вообще не нужно будет покупать автомобиль? Развивается сектор каршеринговых авто, беспилотных такси…

- Каршеринг, краткосрочная аренда автомобиля, останется нишевым решением. В Беларуси четыре оператора. Это AnyTime, который объединился с «Драйвтайм» (первым оператором), сейчас у них 360 авто. Второй оператор - это West Group, у них парк 30 авто, третий - «Везуха» (100 авто), четвертый - Hello (150 авто). Все работают только в Минске. В Беларуси, по итогам переписи, живут 9,4 млн человек, в столице - 1,99 млн. И на них приходится всего 640 автомобилей. Причём, согласно приложениям, работают порядка 600, остальные на ремонте.

Для сравнения: в Москве не 4 оператора, а 18. И конкуренция там жестче - и с другими операторами, и с автомобилями такси. Так же как и у нас, автомобили каршеринга используют для того, чтобы доехать из «спальников» до метро или до работы утром, а потом тем же маршрутом вернуться домой. При этом процент использования каршеринга у наших восточных соседей весьма невысок. Около 27% автомобилей вообще могут быть не использованы за весь день! Т. е. почти треть парка просто стоит без движения целые сутки. А что у нас? Данные недоступны.

В своё время я общался с представителями белорусского «Драйвтайм». Были планы по запуску каршеринга в Республике Беларусь в качестве второго оператора в 2018 году. Но все многочисленные расчеты показывали убытки сервиса при любом количестве автомобилей на старте. Уверен, что ситуация не изменилась.

Что касается убытков каршеринговых операторов, данные по Минску не публикуются. Чистый же убыток российских сервисов «Яндекс.Драйв» в 2018 году составлял около $7,3 млн в пересчёте по нынешнему курсу, BelkaСar - $5 млн, «Делимобиль» - $3,4 млн. В итоге каршеринг все равно будет присутствовать у нас, ориентируясь на долгосрочные планы, создавая конкуренцию такси, но он не вытеснит личный автотранспорт.

ПЛАНЫ

Каких автомобильных новинок ждать в 2020 году?

Ожидается, что в 2020 году до нас доедут Kia Seltos, Kia Optima, VW Golf, Volkswagen Jetta, Volkswagen Arteon, Skoda Rapid, Skoda Octavia, Skoda Karoq, Hyundai Sonata, Hyundai Palisade, Subaru Legacy, Peugeot 508, Toyota Highlander, Mercedes-Benz GLA, Mercedes-Benz GLB, Mercedes-Benz GLE Coupe, BMW X5 M, Porsche Taycan, Audi Q7, Audi A4, Audi A5, Audi Q3, Audi E-tron, Mitsubishi Pajero Sport, Geely Coolray.

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно