– Жерар, почему ты не женишься? – спрашиваю я своего прованского друга. – Тебе уже 75 лет, ты вырастил и направил правильной дорогой по жизни троих детей, у тебя хороший дом, женщины тебя любят, а ты никак не можешь остановиться в выборе спутницы.
Жерар присел на краешек фонтана Лисы, когда-то давно им построенного, улыбнулся и сказал:
– Достаточно того, что я постоянно кого-то люблю. Брак же – исключительно юридическая процедура, не имеющая никакого отношения ни к любви, ни к сексу. Он нисколько не помогает, хотя и не препятствует, жить вместе и рожать детей и никогда не был гарантией сохранения трепетных отношений. Если нет любви, все остальное не имеет абсолютно никакого значения.
А если ты хочешь узнать, какой она бывает – настоящая любовь, поехали со мной.
«Всякая любовь начинается с первого взгляда», – говорили древние мудрецы.
Вот и меня не минула сия участь, когда мы с Жераром добрались до маленького прованского городка Фонтен-де-Воклюз, где я сразу и навсегда влюбился в его очарование. И, когда бы потом ни бывал в Провансе, каждый раз, хоть ненадолго, заезжаю сюда.
Городок этот, если не всматриваться, совсем неприметный. И, хотя находится он недалеко от наезженных туристических дорог, всего в 30 км от Авиньона, здесь всегда немноголюдно и спокойно. Не так, как в самом Авиньоне или ближайших Арле и Ниме.
Тем не менее, по значимости своей, по истории, по сохранившемуся культурному наследию он может претендовать на включение как минимум в десятку интереснейших мест юга Франции.
Расположен городок в Предальпье, там, где Ронская долина упирается в горы, а из глубины горного хребта берет своё начало река Сорг. Потому и название у города такое: Фонтен-де-Воклюз, что можно перевести как «Источник закрытой долины».
В начале I тысячелетия нашей эры мистический родник, бьющий из глубины загадочной пещеры, был местом паломничества галлов, в то время живущих на территории современной Франции. Они поклонялись духу реки, которую якобы охраняло огромное ящероподобное чудовище Кулорб, бросали в бездну в качестве жертвоприношения монеты из золота и бронзы и ритуальные жетоны, стараясь задобрить своих богов.
Мы заехали на центральную площадь, прислонились к каменной колонне, воздвигнутой в начале XIX века в честь Франческо Петрарки, стараясь впитать романтическую энергию этого места, и по плитам из белого известняка направились к источнику. Путь к нему недолог - около одного километра.
Рядом шумели бурные волны реки Сорг. Её удивительные по красоте изумрудные воды, расстилая мощными потоками по дну зеленые водоросли, неслись к небольшой плотине, на которой до сих пор действует мельница по изготовлению бумаги.
В XV веке Воклюз был центром бумажного производства, подобных мельниц здесь было множество. Сейчас осталась только эта. На вершине горы виднеются развалины замка епископа Кавайона и церковь святого Верана, у входа в которую высятся две мраморные колонны античного вида, украшенные каннелюрами и римскими капителями.
Дорога к истоку реки проходит мимо музеев, художественных галерей, стеклодувных мастерских, сувенирных лавок и небольших ресторанчиков. Музеи необычайно интересны хотя бы тем, что они уникальны - подобных больше нет во всей Франции. В Музее Петрарки собраны оригинальные портреты поэта и его возлюбленной, старинные итальянские и французские книги, литературные сочинения, трактаты и романтические сонеты великого пылкого влюблённого. Стены украшают подлинные картины Пабло Пикассо, Альберто Джакометти и Хуана Миро. В Музее казней и пыток, основанном бывшим алжирским государственным палачом, можно увидеть настоящую гильотину с 40-килограммовым ножом, которая в последний раз использовалась по назначению в Марселе не так давно, в 1977 году. Интересен и Музей сантонов, в котором собраны аутентичные глиняные фигурки жителей всех регионов Прованса, одетых в национальные костюмы с миниатюрными атрибутами. Есть ещё и Музей спелеологии, находящийся глубоко под землёй.
Мы дошли до края тропы, ведущей к таинственному месту - истоку реки. Жерар рассказал, что весной у входа в пещеру разливается целое бирюзовое озеро, от которого и начинается река. А сейчас, ближе к осени, из темной пещеры мощным потоком выливалась вода, разбиваясь на небольших каменных ступенях водопадами. Пестрые листья, облетающие с вековых платанов, тоже неслись по течению, образуя на поверхности водного потока живописные природные натюрморты.
До конца ХХ века происхождение источника оставалось загадкой для исследователей и естествоиспытателей, несмотря на то что ее пытались разрешить ещё с середины XIX века. Даже Жак-Ив Кусто неоднократно хотел найти здесь русло подземной реки, названной им Альбионом. Только в 1989 году с помощью управляемого с поверхности земли глубоководного аппарата «Spelenaute» учёные смогли определить, что глубина озера составляет 308 метров, а вот куда течёт подземная река - до сих пор неизвестно. Аппарат даже обнаружил на кривых склонах берегов водоёма золотые монеты, те, которые бросали в воду древние галлы 20 столетий назад.
Франция 3
Мы вернулись от источника на центральную площадь городка. Там начался детский праздник. Юные горожане, одетые в карнавальные костюмы, водили хороводы и играли под звуки духового оркестра. Среди персонажей этого карнавала были мушкетеры, принцессы, феи, пираты и даже человек-паук.
Моё внимание привлекли двое малышей. Мальчик был одет в холщовую рубаху до пят, на его голове сиял золотой лавровый венец, а на девочке было длинное белое платье из самотканого полотна. Её шею украшали скромные бусы в два кольца, а на голове был чепчик, расшитый бисером, из-под которого виднелись золотые кудри.
– Кто вы, красивые такие? – спросил я у них.
– Мы - Петрарка и Лаура, – с гордостью ответил мальчик. Девочка в это время молчала, опустив глаза.
– А вы уже знаете, кем они были? – сделав вид, что удивлён, спросил я.
– Петрарка был поэтом, а Лаура – его возлюбленной, - продолжал отвечать малыш.
– Это так, а вы знаете, что они никогда не были вместе? Вот так рядом, как вы, держась за руки.
Тут девочка подняла на меня глаза цвета спелых оливок и тихо сказала:
– Они встретились на небесах и с тех пор не расстаются.
Франческо Петрарка был, пожалуй, первым поэтом Позднего Средневековья и Проторенессанса, творчество которого основывалось на истинных чувствах и душевных переживаниях. И, по большому счёту, человечество обязано ему тем, что он изобрёл любовь. Да, именно изобрёл, и никак иначе. Несомненно, упоминания такого мистического явления, как любовь, встречались и раньше. Платон за три века до нашей эры пытался сформулировать концепцию любви, пытаясь отделить её от биологических потребностей и естественных влечений. И даже предписывал лечиться от любовной меланхолии корнем мандрагоры.
Впервые же в истории о куртуазном отношении к Прекрасной Даме, самопожертвовании ради неё и о высшей степени духовности, не требующей ничего взамен, поведал именно Петрарка.
Получив от отца в наследство лишь рукопись Вергилия, будущий поэт, не имея средств к существованию, вступил в монашеский орден францисканцев и, приняв обет безбрачия и духовный сан, поселился в Авиньоне при папском дворце. Он стал литератором и быстро обрёл широкую известность. Обет безбрачия не позволял монаху создавать семью и предаваться мирским утехам, но ни один обет не мог запретить ему любить.
6 июля 1326 года в Авиньоне, в церкви святой Клары, Франческо впервые увидел Лауру. Они не познакомились, даже не разговаривали друг с другом, только встретились глазами. Одного этого мгновения было достаточно, чтобы Петрарка полюбил эту женщину.
«Всякая любовь начинается с первого взгляда…»
С тех пор поэт всю свою жизнь посвятил Прекрасной Даме. Он обожествлял любимую в сонетах, заказывал художникам её портреты, а известный в то время авиньонский мастер Гвидо вырезал из агата камею с изображением Лауры.
А между тем Петрарка никогда не прикасался даже к руке своей возлюбленной.
Многие искусствоведы и биографы считают его любовь к Лауре несчастной и безответной. Лаура была добропорядочной замужней женщиной, у неё было 11 детей. Кто знает, может быть, она даже не подозревала о чувствах восторженного монаха? Хотя разве можно не почувствовать любящее сердце?
Но для Петрарки это было неважно. Он уехал в Фонтен-де-Воклюз, где прожил долгие годы в одиночестве. Каждый день монах бродил вдоль берега реки Сорг и писал сонеты для любимой. Даже когда её не стало.
«Средь тысяч женщин лишь одна была,
Мне сердце поразившая незримо.
Лишь с обликом благого серафима
Она сравниться красотой могла...»
336 сонетов, посвящённых Лауре, он объединил в «Книгу песен», которая стала нетленной драгоценностью мировой литературы.
Любовь, писал он в своих сонетах, находится по другую сторону добра и зла, она вне поля жизни. Любовь - только тогда любовь, если не требует ничего взамен и никто не принадлежит никому, следовательно, и потерять ничего нельзя. Просто-напросто потому, что истинная любовь не терпит собственничества.
Кретьен де Труа, живший двумя веками ранее Петрарки, предугадал его судьбу в романе «Рыцарь телеги, или Ланселот». Герой этого произведения тоже посвятил свою жизнь женщине, не намереваясь провести ее рядом с любимой. Здесь же автор, ещё не зная о Петрарке, написал, что любовь придумали поэты.
Собираясь уезжать из городка Фонтен-де-Воклюз, я обернулся. Так же, как 6 веков назад, крутилось поросшее мхом семиметровое колесо водяной мельницы и шумно несла свои воды только что рождённая река. На её берегу, взявшись за руки и глядя куда-то вдаль, неподвижно стояли два ребёнка, одетые в костюмы Петрарки и Лауры. Они ещё не знали, что такое любовь, но уже чувствовали её дыхание. Ещё не познав мирских радостей, они ощутили романтическую духовность, потому что верили: возлюбленные встретились на небесах и с тех пор не расставались.
Раньше я знал только два места на земле, где хочется писать стихи. Это деревня Акопы под Минском – творческая колыбель Янки Купалы и Святые Горы на Псковщине – родовое имение Александра Сергеевича Пушкина. Сейчас к ним добавилось третье – прованский Фонтен-де-Воклюз.
«Всякая любовь начинается с первого взгляда…»
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть