Законно ли не возвращать деньги, если турист отказался от поездки в последний момент? Что должно быть в дополнении к договору о туруслугах? Какие доказательства собирать, если услуги не соответствуют обещанным? На вопросы «АиФ» ответила заведующая юридическим сектором ОО «Минское общество потребителей» Анна КРИШАНЬ.
Все в договоре!
- Большинство жалоб связано с тем, что люди получают не то, чего хотели, - отетила Анна Кришань.
Кроме того, сейчас у потребителей возникает много вопросов, связанных с ранним бронированием. Туристы, которые бронируют туры за несколько месяцев, а иногда за полгода, потом в силу обстоятельств решают отказаться от поездок, хотят вернуть деньги. Или другая ситуация - когда, наоборот, турфирмы сами отменяют поездки.
Отношения между потребителем и турагентством строятся на основании туристического договора. В нем должны быть указаны стоимость туристических услуг, сроки и порядок их оплаты; сведения об исполнителе, включая данные о лицензии на осуществление турдеятельности; программа путешествия; права, обязанности и ответственность сторон. Также в документе обязательно прописываются условия изменения и расторжения договора, порядок урегулирования возникших споров и возмещения причиненных убытков (вреда). Особое внимание стоит обратить на приложение к договору, в котором прописаны условия путешествия: отель, число проживающих в номере, транспорт (если это автобус – его марка), питание, экскурсии (платные или бесплатные) и др.
- Если что-то не будет прописано в приложении, потом вам будет сложно защитить свои права. Был случай, когда в номер к двум девушкам подселили водителя автобуса, - отметила Анна Кришань, - и туристкам не удалось отстоять свои права, так как в договоре не было указано, сколько человек будет проживать в номере.
Еду – не еду!
Жизнь иногда меняет планы на отдых, и нередки ситуации, когда туристы отказываются от поездки буквально в последний момент по разным причинам. Отдельные туристические компании намеренно вводят туристов в заблуждение и пугают штрафами при возможном отказе от тура, размер которых порой достигает 100% цены путевки. Но это незаконно.
Если турист хочет отказаться от поездки, то турфирма обязана вернуть клиенту его деньги, правда, удержав фактически понесенные расходы (бронь отеля, выкупленные авиа- или ж/д билеты). Вы можете потребовать, чтобы исполнитель представил подтверждающие документы. Если же турфирма ничего не потратила и вы заранее сообщили о невозможности поехать, то вправе требовать возврата денег и расторжения договора. Если же поездку отменяет туркомпания, то она, естественно, обязана вернуть клиенту денежные средства. Здесь также можно дополнительно требовать компенсации морального вреда, если потребитель понес убытки.
Вместе с тем необходимо внимательно рассмотреть указанные условия одностороннего расторжения договора, который подписан сторонами, т.е. и вами. В договоре могут быть иные нормы. Кстати, аванс не вернут в случае расторжения договора по обстоятельствам, не зависящим от исполнителя, если это указано в договоре. Если же такого пункта в договоре нет и потребитель уведомил турфирму за достаточно большой промежуток времени (эти сроки обычно оговариваются) или хотя бы за 7 дней, то он вправе вернуть свои кровные.
Отдых не удался?
А что делать человеку, если он уехал в долгожданный отпуск за сотни километров от родины, а условия договора нарушены? Прежде всего, для начала можно попытаться решить вопросы на месте, обратившись к администрации отеля либо представителю туркомпании. Не выходит? Следующий шаг – жалоба в письменном виде. Если администрация на жалобы не реагирует, то задача туриста - собрать как можно больше фактов и доказательств. Это могут быть свидетельские показания, обязательно в письменном виде, чеки, фотографии. После этого звоните, отправляйте факсы в туркомпанию, заключившую договор с вами. Вернувшись домой, если в турорганизации не захотят реагировать на претензию, можете смело обращаться в общество защиты потребителей.
КСТАТИ
Нет единых рецептов, как выбрать надежную туристическую компанию. Эксперты говорят, что не стоит обращать внимание на отзывы в Интернете, их могут писать сами работники турфирм. Пожалуй, один из главных факторов при выборе – срок работы компании на туристическом рынке. Не очень доверяйте слишком дешевым и рекламным турам, «горящим» путевкам: какая цена, такие и услуги.
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть