Тихоновский Бог был обыкновенным добрым стариком с нимбом над седой головой. Таким же мы видели его в последних телеинтервью - состарившийся, но удивительно красивый, очень мудрый, спокойный человек…
Последние годы перед уходом он провёл отшельником на даче на Николиной Горе. Колол дрова, топил камин, разгребал снег. Валенки, шапка-ушанка… Ездил (в основном на кладбище к сыну) на «Оке» - на удивление гаишникам: как же - Тихонов, народный артист, Герой Соцтруда, лауреат Ленинской и Государственной! Кумир, обожаемый миллионами! А Вячеслав Васильевич был таким всю жизнь - напрочь «незвёздным», сдержанным, не скрытным - скрытым, отдельным таким человеком. Дочь Анна вспоминает: «Он был такой… скупой на эмоции, не знаю, что могло бы его взорвать, заставить крикнуть». Его обожали.Алексей Баталов считал его «самым любимым актёром у зрителей на протяжении долгих-долгих лет». Между тем Тихонов умел с достоинством крупной личности держать дистанцию, вызывая не восторженные истерики - истинную любовь и уважение. Ещё он был страстным болельщиком, футбольным и хоккейным, играл в шахматы. А если кому и завидовал, то животным: «Как они свободны!» И любил смотреть, как взлетают самолёты.
Князь с «наколкой»
Макса Отто фон Штирлица (или Максима Максимовича Исаева) 45-летний Тихонов сыграл так, что Леонид Ильич Брежнев по-детски уверовал, будто это реальный человек, живёт где-то забытый, повелел его разыскать и наградить Звездой Героя Советского Союза. Тихонов, скрупулёзный, честный в профессии, старался всегда максимально соответствовать своему герою. Чтобы быть достовернее в роли деревенского тракториста Матвея в кинофильме «Дело было в Пенькове», подбрил и высветлил себе брови, придав этим своей аристократической внешности простоватый вид. Играя князя Андрея Болконского, прятал в перчатках свои рабочие, «отцовские», как он сам говорил, руки, да ещё и с юношеской наколкой «Слава» («лопаты» - называл их режиссёр «Войны и мира» Сергей Бондарчук). И даже готовясь всего лишь читать по телевидению трилогию Брежнева, разыскал моего отца-журналиста, который в реальности писал «Целину», чтобы расспросить, каким был вождь в быту. А вождь-то встречался с группой литературных «негров» всего один раз, и то в окружении свиты и минут на десять.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
«Радистка Кэт» Екатерина Градова: «По жизни должно вести умное сердце»
Актриса из знаменитого сериала - о религии, воспитании детей и судьбах мира
Одну из сильнейших сцен в «Семнадцати мгновениях весны» - с женой в кабачке «Элефант» - подсказал Лиозновой опять же Тихонов! Он до этого встречался с нашим знаменитым контрразведчиком Кононом Молодым, и тот рассказал: у него стали сдавать нервы, и тогда советское руководство устроило ему встречу с женой, только не в кафе, а в отеле. И когда он рассказывал, вспоминал Тихонов, «видно было, как он сдерживал себя, чтобы вновь не пережить всё это». Артист предложил подобный эпизод Лиозновой. «Блеск!» - сказала Татьяна Михайловна. Он смог ничем не замусорить, не опошлить, не «зазвездить» свою жизнь. И это человеческое чистое существо его натуры, души стало едва ли не главной составляющей его феноменального успеха.
Особенно это проявилось в не самых популярных его ролях - Стрельцова, контуженного полуглухого бойца в картине «Они сражались за Родину», и, конечно, в роли Ивана Ивановича в фильме «Белый Бим Чёрное ухо» по повести Гавриила Троепольского. За эту роль он получил Ленинскую премию, а фильм был выдвинут на «Оскара» в номинации картин на иностранном языке. Именно после «Бима» один западный продюсер сказал, что не смог бы, к сожалению, пригласить Тихонова в Голливуд - артист такого уровня должен очень дорого стоить.
Агрономом не стал
В Тихонове, несмотря на истинно мужскую фактуру, всегда сохранялось что-то неподдельное, искренне-детское. Романтическое. Что-то от идеалиста. Не зря его называли «последним рыцарем и князем в нашем кино».
Так получилось, что Тихонов не раз «соперничал» со Смоктуновским, которого Бондарчук сначала пригласил на роль князя Андрея в «Войне и мире». Но Смоктуновский выбрал не князя, а принца Датского Гамлета. А Тихонов остался недоволен собой в этой роли, хотя «четыре года съёмок смотрел на мир глазами князя Андрея». Чуть не погиб на съёмках - прямо перед ним разорвалась граната. А после работы над фильмом долго был опустошён, думал уйти из профессии. И на вопрос, что хотел бы переиграть в своей жизни, отвечал: «Более точно сыграть Болконского».
Кстати, на роль Штирлица Лиознова также приглашала Смоктуновского. Но тут уж «победил» Тихонов.
Невозможно представить, что он мог и не стать артистом. Парень из рабочей семьи из Павловского Посада учился в ремесленном на токаря, работал в войну на заводе (попал однажды под бомбёжку и всю жизнь помнил свист летящего снаряда). Родители хотели, чтобы он стал агрономом. Выручила мечтавшего об актёрстве Славу бабушка: «Не мешайте ему». Но во ВГИК его не приняли. Помог случай: его увидел в коридоре Б. В. Бибиков, прекрасный актёр и педагог, и взял к себе на курс.
В жизни Тихонова было всё - и блестящее начало в «Молодой гвардии» С. А. Герасимова, и диплом с отличием, и годы безработицы и безденежья, скитаний с женой Нонной Мордюковой и ранним ребёнком Володей по баракам и углам. Тринадцатилетний брак не принёс счастья ни ей, ни ему. Они были, наверное, слишком молоды. Развелись через два дня после смерти матери Мордюковой, которая как бы «держала» их брак. Была у них впереди ещё и общая трагедия: в 40 лет умер их сын, красавец, артист Владимир Тихонов: алкоголь, наркотики, третий инсульт… Тихонов, женившись повторно, в воспитании сына-подростка почти не участвовал. Нонна Викторовна всю жизнь винила его. Он - себя. Но спустя 45 лет после развода они примирились, простили друг друга. Он поздравил её с юбилеем по телевидению, сказал хорошие слова, попросил прощения. Она позвонила с благодарностью из больницы, незадолго до смерти, и даже ещё написала письмо: «Не обращай внимания на то, что было, осталось только хорошее. Всё равно ты был первый и последним остался для меня. Ты один у меня родной мужчина».
Вячеслав Васильевич, сыгравший Бога, говорил: «Я благодарю Бога, что если было мне дано это призвание, то он помог мне не пройти мимо». И мы благодарны - тоже.
Афоризмы геров Тихонова
«Странное свойство моей физиономии: всем кажется, что меня только что где-то видели» (Штирлиц).
* * *
«Трудно стало работать. Развелось много идиотов, говорящих правильные слова» (Штирлиц).
* * *
«Сеешь разумное, доброе, вечное, а вырастают белена и чертополох» (Мельников, «Доживём до понедельника»).
* * *
«Ты никогда не задумывался о великой роли бумаги? На ней можно написать «На холмах Грузии», а можно кляузу на соседа» (Мельников).
* * *
«От большинства людей остаётся только тире между двумя датами» (Мельников).
В мае на Новодевичьем кладбище на государственные средства будет открыт памятник артисту.
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть