Переводчик, журналист, постоянный читатель "АиФ" и заядлый битломан Игорь Матвеев делится своими впечатлениями от посещения Нидерландов.
Ну вот кто меня тянул за язык?! Кажется, я чуть не обидел хорошего человека, можно сказать, брата по духу, битломана! И не просто битломана, а еще и организатора и владельца самого большого в мире музея «Битлз». Хорошо, что неловкий момент продлился лишь самую малость, и уже через минуту мы дружески беседовали на разные музыкальные темы.
А дело было так. Я прилетел в Нидерланды. Помимо традиционных достопримечательностей (памятников, каналов, мельниц – и Ждуна) я наметил посетить и битловские места. Старая любовь не ржавеет, а я полюбил музыку «Битлз» еще в далекие 60-е. Мало кто нынче знает, что первой заграницей для совсем юных Леннона, Маккартни и Харрисона (Джорджу на тот момент вообще было всего 17 с половиной) стала именно Голландия: в августе 1960 года импресарио Алан Уильямс повез их на первые клубные выступления в немецкий Гамбург. Ринго с ними не было: он пришел в группу лишь два года спустя, а до него на ударных играл Пит Бест. Переправившись на пароме через пролив, отделяющий Англию от континентальной Европы, музыканты оказались на голландской земле. Предстоял утомительный 500-километровый переезд в микроавтобусе до Гамбурга – понятно, что в пути группа сделала остановку. В небольшом городке Арнем музыканты сфотографировались у входа на мемориальное военное кладбище. В одном из магазинов Арнема, как вспоминал Алан Уильямс, Джон Леннон украл губную гармошку, которую потом использовал в записи песни «Love Me Do». От посещения битлами кладбища остался снимок, который без труда можно отыскать в интернете.
Приехав на кладбище, я легко нашел, где именно сфотографировались будущие знаменитости. Снялся на том же самом месте и сам – ровно 58 лет спустя!
А после этого отправился в Алкмаар, в музей «Битлз». Нидерланды – страна компактная, в пять раз меньше Беларуси, поэтому поездка в тот или иной пункт назначения не займёт у вас особо много времени (к тому же при их-то дорогах!).
Музей «Битлз» на Петтемерстраат, 12А, не заметить, конечно, невозможно – огромные цветные фото Джона, Пола, Джорджа и Ринго украшают его вход.
У двери сидел немолодой мужчина в красной майке с надписью «Het Beatles Museum Alkmaar» (het – артикль голландского языка). Либо это был один из служащих, либо сам владелец музея. Оказалось – последнее.
Вот тут-то (дёрнул же меня чёрт за язык!) я и ляпнул: «Кстати, а вы знаете, какое отношение имели «Битлз» к вашему Арнему?»
Он посмотрел на меня. Не с возмущением, не с негодованием – скорее в его взгляде читалось недоумение: типа, парень, ты с кем вздумал тягаться в знании биографии битлов? Я тут же понял, что сморозил глупость и примирительно поднял руки: «Окей, окей, больше не буду!». Достал из сумки подарки – две редкие пластинки «Битлз», выпущенные советской фирмой «Мелодия» еще в начале 70-х гг. и хранившиеся у меня со студенческих лет. «Это для вашего музея». Неловкость был снята.
А потом Азинг Мольтмакер – так звали основателя и директора музея – повел меня в свои «закрома». Их площадь поражала – свыше 1000 квадратных метров пространства, заполненного всевозможными экспонатами, связанными с жизнью и творчеством легендарного британского квартета, начиная, естественно, с их пластинок, выпущенных в разных странах мира, многочисленных фотографий, плакатов и кончая «экзотикой» типа женских платьев, украшенных портретами музыкантов или, например, черным пиджаком, в котором Ринго Старр снялся для обложки легендарного диска «Abbey Road».
В экспозиции находится и огромный студийный магнитофон, на котором записывались два знаменитых альбома «Битлз» 1964 года – «A Hard Day’s Night» и «Beatles for Sale».
По словам Азинга, это был единственный случай, когда студия EMI передала своё, пусть и бэушное, оборудование частному лицу. Много вещей присылают в музей фанаты со всего мира. Некоторые экспонаты попадают в коллекцию довольно странным образом: Азинг рассказал, что как-то один из его друзей повёз в Англию на продажу породистых собак. Случилось так, что у англичанина не хватило денег, чтобы расплатиться, и он предложил… проигрыватель, на корпусе которого расписались все четверо битлов. Так артефакт попал в экспозицию. При музее имеется магазин, где можно купить как сувениры на битловскую тематику, так и виниловые пластинки, компакт-диски, DVD и музыкальные книги.
Стоимость входного билета – 5 евро. Согласитесь, что это совсем немного для того, чтобы прикоснуться к легенде (несколько лет назад билет вообще стоил всего 2 с половиной евро!).
Сейчас Азингу Молтьмакеру уже за 60. Первая пластинка «Битлз» появилась у него в 15-летнем возрасте, с этого времени он и начал собирать битловские артефакты. В 1981 году в небольшом городишке Кроммени он открыл музей «Битлз». Несколько лет спустя музей переехал в Заандам, потом - в Алкмаар. Считается, что это был первый музей «Битлз» в мире. Вести музыкальный бизнес помогает Азингу его жена Мая. Кстати, молодые расписались на родине «Битлз» – в Ливерпуле.
Азинг написал не один десяток книг, посвященных ливерпульскому квартету. Одну из них, «Битлз» в Голландии», он подарил мне, написав на ней «Моему русскому другу Игорю. Всего наилучшего. Азинг. 1 сентября 2018. Музей «Битлз», Алкмаар».
На прощание мы сфотографировались вместе.
Побывал я и в отеле «Хилтон» в Амстердаме, где в марте 1969 года Джон Леннон и Йоко Оно, только-только официально зарегистрировавшие свой брак, устроили знаменитую акцию «bed-in» («в постели ради мира»).
К сожалению, не удалось попасть в сам номер, в котором Джон и Йоко провели несколько дней в постели, пропагандируя мир, отвечая на вопросы журналистов и немного музицируя. На момент моего визита этот «люкс» был занят. Когда он свободен, администрация отеля без проблем пускает туда всех желающих. Так что мне не повезло. Ну, что ж, как говорит английская поговорка, «You can’t win ‘em all» – не бывает так, чтобы везло во всём.
Пришлось просто побродить по улицам, вспоминая, что когда-то (а точнее, в июне 1964-го) легендарные ливерпульцы побывали здесь с концертами. По традиции, гостей провезли на катере по каналам голландской столицы.
Посмотреть на битлов вышли тогда 50 тысяч фанатов. Некоторые даже… бросались в воду, пытаясь подплыть к своим кумирам поближе. Увы, эти попытки были обречены: полицейские, находившиеся на четырех сопровождавших гостей катерах, вылавливали незадачливых «пловцов» из воды прежде, чем те успевали достичь цели. Интересный, но малоизвестный факт: поклонники не увидели среди битлов Ринго Старра. Как раз накануне гастролей ударник «Битлз» «загремел» в больницу с тонзиллитом – воспалением миндалин. (На одном из мостов, под которым проплывали битлы, фанаты развернули большой плакат «Ринго, поправляйся».) Чтобы не отменять выступления, пошли на замену: несколько концертов с «Битлз» «отстучал» ударник Джимми Никол, после чего к коллегам вновь присоединился поправившийся Ринго.
… А назавтра был самолет в Минск. Моя встреча с Нидерландами подошла к концу.
Игорь МАТВЕЕВ, переводчик, журналист
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть