4022

История «Кабачка». Как снимали первый советский телесериал

№ 2 от 6 января 2015 года 06/01/2015

Появившись на экранах в январе 1966 года, «Кабачок» стал поистине народной передачей, из которой советские граждане черпали познания о недоступной, но такой красивой и желанной заграничной жизни. Экстравагантные герои - пани Моника, пани Тереза, пани Катарина, пан Владек, пан Ведущий и другие - стали образцами для подражания. Зрители копировали их прически и наряды, подражали манере поведения и напевали песни, которые звучали в уютном подвальчике кабачка. Когда в эфире появлялалсь эта программа, жизнь в Советском Союзе замирала: улицы пустели, даже снижалось потребление воды - повседневные заботы отступали на второй план. Вместе с обычными гражданами к экрану телевизора приникал и «главный зритель СССР» - Леонид Брежнев. По признанию генсека, это была его любимая передача...

02_17_02Как все начиналось

Однажды Александр Белявский, которого много снимали в Польше, привез в Москву множество юмористических журналов. Вместе с Георгием Зелинским, режиссером Театра Сатиры, они разработали идею телетеатра миниатюр, который сначала назвали «Добрый вечер».

Задуманная первоначально трилогия почти бесконечно растянулась благодаря письмам телезрителей и пристрастию к спектаклю главы государства. Первым ведущим был Белявский. Потом название решили сменить, и для этого был объявлен конкурс. «Кабачок «13 стульев» звучало менее размыто и более узнаваемо, к тому же соответствовало количеству участников каждой серии. 16 января 1966 г. в Шаболовском телецентре состоялась премьера популярнейшей советской телепередачи.

Телеспектакль 60-70-х годов, имевший в стране колоссальный успех, «Кабачок» отличался острой критической направленностью и искрометным юмором. Третьей беспроигрышной составляющей стали знаменитые европейские шлягеры, которые лучшие актеры Москвы исполняли под фонограмму. Миниатюры были заимствованы из польского сатирического журнала «Шпильки», и это позволило в условиях застоя смеяться над собственными недостатками, поскольку эзопов язык создателей телеспектакля был хорошо понятен зрителям. Все понимали, что видят на экране вовсе не поляков.

Типажи

Персонажи были настолько яркими типажами, что каждый узнавал в тупом и самодовольном пане Директоре (Спартак Мишулин) собственного начальника; в счетоводе Вотрубе (Виктор Байков) — хитрого «серого кардинала» при Директоре, кладущего деньги в свой карман; в прозаике пане Зюзе (Зиновий Высоковский) - бездарного литератора, мусолящего выгодную и совершенно беспроблемную тему; в тараторящих дамочках Каролинке (Виктория Лепко) и Катарине (Наталья Селезнева) - пустеньких барышень, идущих на поводу у моды; в бармене Беспальчике — немного циничного наблюдателя, знатока человеческих душ… Некоторые передачи запрещались цензурой и выходили с опозданием. Обычно передачи выходили с регулярностью раз в неделю — по субботам, когда все зрители отдыхали дома.

Андрею Миронову удалось провести всего две передачи: подвела харизматичность — зрители посчитали, что он затмил остальных актеров и это разрушает передачу: на роль ведущего нужен более нейтральный актер. И Андрей Миронов был заменен Михаилом Державиным, создавшим образ стереотипного поляка — несколько фатоватого, не блещущего умом, но обаятельного.

Михаил Державин появлялся первым еще у входа в кабачок как завсегдатай, решивший скоротать вечер за кружкой пива. Он произносил свой монолог и раздвигал бамбуковую занавеску.

Юмористические сценки и шлягеры равномерно чередовались, чтобы ни то, ни другое не утомляло зрителя. Первые передачи были черно-белыми и шли не в записи, поэтому возникали неприятности из-за появления актрис в мини-юбках, сбоя во времени. Когда «Кабачок» получил собственную студию в Останкино, он стал цветным, но уже шел в записи.

Звания и премии

Шлягеры пан Ведущий добросовестно переводил, заглушая мелодию, и на студию пришло много писем с требованием «заткнуть» его и дать послушать хорошую музыку. Поскольку зарубежной эстраде «давали слово» в то время только на Новый Год и на Пасху, «Кабачок «13 стульев» оказался единственным сериалом, знакомящим зрителей с новыми европейскими песнями.

Почти все исполнители играли на сцене Театра Сатиры, однако были задействованы и актеры других театров (Рудольф Рудин, Виктория Лепко, Георгий Вицин...).

В юбилейный десятый год передачи все ее участники были награждены званиями, премиями и ценными подарками от советского руководства. Польша присвоила «Кабачку» звание «заслуженного коллектива культуры Польской Народной Республики». Это был 1979 год.

Передача пользовалась огромной популярностью, а  её участников чаще называли по именам персонажей «Кабачка».

Это была первая народная телевизионная передача с постоянными героями, с единством места, композиции, стиля. Для большинства телезрителей дурашливые, порой наивные сценки и репризы служили своего рода отдушиной в зарегламентированной жизни, оазисом, светом в телевизионном окошке, обычно зашоренном глухим официозом.

Как закрыли «Кабачок»

Закрытие «Кабачка» произошло летом 1981 года в тот момент, когда в Польше разгоралась народная революция. Руководство СССР спешно заменяло своего ставленника - комсомольского функционера Каню, не справившегося с ситуацией, на умного и прагматичного генерала Ярузельского. Любое упоминание Польши в то время виделось призывом к бунту. Позднее, когда горячка схлынула, были предприняты несколько попыток возродить спектакль. Сначала «Кабачок» заменили «Домом и его обитателями», но передача была очень скучной. Потом еще одну попытку сделал Юрий Волынцев, уже с «Кабачком», – увы, зрители не приняли обновленный «Кабачок».

Наконец, в 1996 году Анна Макагон, режиссер театра «У камина», предложила возродить спектакль. Некоторые актеры (Ольга Аросева и Михаил Державин) отказались в нем участвовать. Была снята одна серия, которую показали на канале 2х2. Но грянул дефолт 1998 г. Спонсор (ТНО «Славянская бумага») обанкротился, и из-за отсутствия средств съемки больше не возобновились.

В дальнейшем роль «Кабачка» заметно снизилась. Спектакли были прекращены. Попытка Юрия Волынцева возобновить спектакль не имела успеха - нельзя дважды войти в одну реку: многие актеры умерли, тип юмора сильно изменился, а спектакль стал казаться каплей в море перестройки. Это неизбежность, хотя и стоит пожалеть, поностальгировать о тех уютных временах, наполненных грустной и веселой иронией.

Эльвира ГУЖЕВАЯ

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно