7682

«Деточки» – страшная сказка Дмитрия Астрахана

 

«Деточки» – это как «Черный квадрат» Малевича: либо ты не понимаешь ничего, либо ты видишь все.

Как любящая мамочка, захватившая на премьеру свою дочку (фильм ведь про «деточек»), скажу – зрелище не для слабонервных, а тем более не для детей. Итак, педофилы в детском доме выбирают себе «развлечения на ночь», малолетки в черном, вооруженные  ножами, играют в юных мстителей. В каждом кадре кровь и убийства, овеянные фразой: «Убили, ну и правильно сделали!». Сразу возникает вопрос – зачем нам очередная кроваво-смертоносная, депрессивная картина о детской жестокости, кто ее потенциальный зритель, что она пропагандирует?

Когда-то в советские времена Ролан Быков снял картину «Чучело», которая заставляла сердце биться от  понимания того, насколько жестоки бывают дети. Но если в картине «Чучело» Быков говорил  с детьми об их жестокости и максимализме, заставлял задуматься о своих ошибках, стремился пробудить в них нравственность, сострадание, то в картине «Деточки» режиссер обращается ко взрослым.

72

Дмитрий Астрахан сделал очень грамотный ход, изначально определив жанр картины как «сказка». Сказка, в которой детдомовцы вышли на тропу войны с несправедливостью мирного времени, с бездейственностью властей, с закономерностью «случайных» обстоятельств. У них нет денег, чтобы организовать «встречи на Болотной», у них нет времени для дебатов о несправедливости, им, собственно, и терять-то нечего – они сироты. Потому  и действуют «деточки» – здесь и сейчас, дерзко и откровенно, принципиально и жестоко. А пока «деточки» действуют, Астрахан говорт со взрослыми: думают ли они о том, чем может закончиться существующий порядок вещей? К чему приведет царящее беззаконие, продажность чиновников и могущественная сила депутатской неприкосновенности? Режиссер пытается, насколько это возможно по средствам кино, пробудить во взрослых совесть, чувство ответственности, заставить их задуматься и, в какой-то мере напугать. Не так уж и невероятна ситуация восстания «деточек» в реальном мире. И, несмотря на то что сказка – ложь, в ней есть намек, и намек этот на очень нехорошую перспективу развития социальных отношений.

40

Дмитрий Астрахан, не раз рассказывающий сказки своим детям, сегодня рассказал страшную сказку-предостережение взрослым. Фильм «Деточки», без всякого сомнения, требует введения возрастных ограничений на просмотр. Детям смотреть на «деточек» ни к чему, а вот взрослым - не помешает.

2-4Не сыграют ли «Деточки» на руку маргиналам, конформистам? Не будет ли картина оправданием самосуду, который чинят подростки? Об этом и многом другом мы поговорили с Виктором ВАСИЛЬЕВЫМ, председателем Союза кинематографистов РБ, актером, сыгравшим в картине главную роль старшего следователя по особо важным делам.

Скажите, не слишком ли жестока картина с таким милым названием «Деточки»?

- Фильм жестоким не бывает, жестоки мы, люди. В картине затрагивается проблема: в каком обществе мы живем – обществе добра, любви, мечты, братства или ненависти и возможных преступлений? Режиссер предлагает вам обстоятельства: а вот так может быть? Астрахан – один из тех мастеров, который может позволить себе сделать в картине всего лишь маленький штришок, а остальное оставить на суд зрителя. В фильме очевиден вопрос: как надо жить – по совести или по закону? 

- И что говорит на этот счет Дмитрий Астрахан?

У каждого свой выбор. Конечно, взрослый человек может написать заявление  в милицию, добиваться правосудия. Но дети – это совсем другое дело. В нашей картине специально есть роль контрразведчика, которой показан очень натурально – он выпивает (видимо, у него есть какая-то своя боль), он многое видел в жизни и, по сути, должен был остановить детей. Но! Он поддерживает их в начатой «зачистке города». Конечно, ему нужно было попытаться поднять сидящие задницы прокуроров и исполнительной власти, но простому человеку это сделать очень сложно. Здесь Данилов и Астрахан приглашают зрителя к очень тяжелым размышлениям. 

17

- Так ваши «деточки» преступники или герои нашего времени?

Это очень страшный вопрос для власти и очень простой для человека, у которого случилась беда.

В конце фильма у героя, сыгранного вами, старшего следователя по особо важным делам, как раз таки и случается беда, после которой даже он берется за оружие, нарушая устав. Это как объяснить?

- Да, представьте последние кадры картины: уже дана команда для расстрела «деточек»,  и тут неожиданно в появляется сын следователя – он бежал к этим ребятам. Естественно, его тоже убивают. «Кто стрелял?!» – кричит мой герой, хватаясь за оружие. Именно здесь Дмитрий Астрахан дает еще одну тему для размышления: а прав ли сейчас следователь? Каждый ответит на вопрос по-своему.

35

- Думаю, здесь заложена такая идея: мы сможем избавиться от проблем в обществе только тогда, когда чужую беду будем воспринимать как свою собственную?

- Совершенно верно.

Беседовала Ольга Губская

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно