7855

«Что ни фраза - восторг!». Комедии Гайдая «Бриллиантовая рука» - 45 лет

№ 44 от 30 октября 2013 года 30/10/2013

Этот последний кадр одной из лучших советских комедий просуществовал недолго. Зато сам фильм, который Гайдай завершил в октябре 1968 г., продержался в лидерах проката 10 лет.

«Взрыв не уберу!»

Так зачем понадобился Гайдаю этот нелепый взрыв в комедии, которая изначально называлась «Контрабандисты»? А затем, чтобы «взорвать» цензуру. Бдительные «искусствоведы в штатском» потребовали внести в фильм 40 поправок. А на съёмках постоянно присутст­вовал «контролёр»: уж больно сюжетец подозрительный. Что это за аморалка такая на советском экране? Проституток - две. Милиция пассивна. Пьют без меры. Воруют… Но Гайдай, уже за прежние свои фильмы обвинённый в «поклёпах на Советскую власть», держался стойко и отрезать столь важный кадр ядерного взрыва категорически отказывался: «Вы что, забыли, что международная обстановка обострилась? «Мир дышит войной» и т. д.

Бриллиантовая рука Фото: www.russianlook.com

Цензоры уже успели испытать шок (при этом в глубине души любуясь) от сцены в отеле «Атлантик» и вполне невинного стриптиза Светланы Светличной. Они строго сказали: «Слишком соблазнительна!» В итоге и эта сцена со Светличной, и другие, вошедшие в те самые 40 поправок, в фильме остались. А почему? А потому, что Гайдай предусмотрительно «прикрепил» в хвост фильма этот самый взрыв, чем окончательно добил приёмную комиссию. «Взрыв ни за что не уберу!» - держался режиссёр как бы из последних сил. А потом как бы сдался. Комиссия вздохнула спокойно, а про 40 поправок на радостях забыла. Даже про стриптиз. И про то, что Лёлик слегка напоминает Брежнева, особенно крепким поцелуем с Гешей, - тоже.

«В синагогу!»

Конечно, кое-что было всё-таки убрано. Помните, как управдомша тов. Плющ (блистательная Нонна Мордюкова) возмущалась перед перепуганной Надей, женой Семёна Семёновича: «И я не удивлюсь, если завтра узнаете, что ваш муж тайно посещает любовницу!» Если вглядеться, заметно, что произносит при этом Мордюкова совсем другое слово - не «любовница», а - «синагога». Оказывается, в Сочи, где в основном снимался фильм, действительно была в те годы как бы синагога - помещение в обыкновенном здании, где собирались местные иудеи. Поэтому цензоры потребовали: пусть уж лучше будет любовница.

Бриллиантовая рука Фото: www.russianlook.com

Кстати, Мордюкова в роли тов. Плющ, как и Юрий Никулин - Семёна Семёновича, поначалу понравилась худсовету студии меньше всех. Актрису упрекали в вульгарности, пошлости, слишком жирных красках. Пробовались ещё Ия СавинаЛюдмила Шагалова, но Гайдай настоял на Мордюковой. Лёликом мог стать Михаил Пуговкин. Красавица же Светличная на роль роковой Анны Сергеевны подошла идеально, но вот в лифчик купальника пришлось кое-что подложить, поскольку безупречно модельная фигура актрисы «грудастостью» не отличалась. Светличная вспоминает: на съёмке той сцены она так стеснялась, что даже спина была вся мокрая. А вот голос её показался режиссёру недостаточно сексуальным, и роковую красотку озвучила другая актриса. Зато последний крик - «Не виноватая я! Он сам пришёл!» - вот это её. Роскошную же «Ай лю-лю», профессиональную жрицу любви, сыграла непрофессиональная актриса Виктория Островская.

Нонна Мордюкова и Нина Гребешкова в фильме «Бриллиантовая рука»

А Нина Павловна Гребешкова, прекрасная актриса, супруга Гайдая, вообще не хотела играть Надю, считая, что «какая-то она бело-розовая пастила». И «отомстила» мужу фразой «Шуба подождёт!» В их семье копили, оказывается, на шубу, но выпала немыслимо счастливая возможность купить от «Мосфильма» машину. Да уж, разумеется, «шуба подождёт»…

Импровизаций в фильм вошло достаточно. «Ля-ля-ля-ля-ля- ля-ля, вертится кругом земля!» - этот пьяный голос - привет Вицину, которого в кадре нет, это привет Гайдая самому себе, «Кавказской пленнице». А абракадабра, которая звучит в Стамбуле (снимали его в Баку) в разговоре, весьма бурном, двух контрабандистов? Этот словесный бред сочинил Леонид Каневский, чей густоволосатый торс Гайдай принял, увидев его в таком виде... за его костюм. А после ещё долго дамы-зрительницы, стесняясь, любопытствовали: а правда, эти волосы свои? Когда Никулин никак не мог попасть в кадре ногой на арбузную корку, - попал Каневский. Потому и ботинки на экране разного цвета - один идёт, другой летит вверх от удара. А страшная рука, которая гоняется в кошмарном сне за Гешей Козодоевым, - это рука Гайдая. Знаменитое «Идиот, тьфу!» в сцене рыбалки и смело обнажившийся «тыл» Анатолия Папанова - тоже импровизация. Чего-то там оператор не так сделал, а вода под Туапсе +8 градусов - вот и итог, ставший классикой.

В роли Горбункова Гайдай изначально видел только Юрия Никулина. Заодно снялись и жена Никулина Татьяна - в роли гида в Стамбуле, и сын Максим - мальчик с сачком, указавший Геше путь к спасению с острова, кстати, насыпанного вручную для съёмки. А орал Миронов так натурально, что подоспел спасательный катер. Нынешний директор Цирка на Цветном Максим Никулин получил тогда увесистый пинок от Миронова. Был Андрей тогда ещё вовсе не звездой, скорее - начинающим, и Гайдай его даже не очень-то видел в роли Геши, предпочитая Георгия Вицина… Да и песня «Остров невезения» - коронный номер Миронова - ему не нравилась: «Всё равно петь её не будут». А уж «Зайцы» того же Зацепина с годами превратилась в застольный и караоке-хит.

О легендарном фильме можно говорить бесконечно. Что ни кадр - то уморительная шутка (Гайдаю за каждую ставили ящик шампанского). Что ни фраза - восторг! Как сказал Пушкин о «Горе от ума»: «Половина войдёт в пословицы». Так и случилось.

Марина Мурзина

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно