Едва ли не первое, о чём я услышал, прилетев в Абакан: Хакасия - край озёр. Их здесь более 500. «Если озёр так много, может, в каком-нибудь водится чудовище наподобие лох-несского?» - поинтересовался я у Елены Егоровой, замминистра по туризму Хакасии. «Пока таких сведений не было», - улыбнулась она.
Спустя пару часов на берегу озера Иткуль нам рассказывали легенду о происхождении его названия (переводится как «озеро пятидесяти»). «Как-то здесь остановилась большая свадьба. Невеста и 50 её подруг вошли в воду и стали купаться. Но так шумели, что это не понравилось духу озера. Он разгневался и утопил их». Я повернулся к Елене: «И вы говорите, у вас нет сведений о чудовищах? О них же слагают легенды!»
И мифы, и многочисленные памятники археологии, которые есть в Хакасии, можно трактовать по-разному. Сказания и легенды здесь так тесно переплетены с реальностью, что порой не знаешь, где находишься - в нашем мире или потустороннем. И какой из них настоящий…
Нет детей? К скале!
Хакасы верят в духов. Считается, что в XIX в. этот народ принял православие, но по сути - остался языческим. Многие хакасы и в православные храмы ходят, и в шаманских камланиях участвуют.
…Тамара Давлетова, исполнительница этнической музыки, ёжится, как только солнце садится за горы. Её беспокойство не выглядит наигранным: «В этой долине проходит тропа горных духов. С наступлением темноты становится очень опасно - духи могут похитить часть души человека».
Мы находимся в долине Кюг, на территории музея-заповедника «Казановка». Леонид Ерёмин, научный сотрудник музея, кандидат исторических наук, излазивший все горы окрест и выслушавший сотни рассказов местных жителей, поясняет: «У древних хакасов было развито интуитивное понимание мира. Но ведь было что-то, что убеждало их в существовании горных духов, заставляло передавать обрядовые традиции из поколения в поколение! И неслучайно некоторые места, элементы рельефа здесь имеют определённую славу - либо хорошую, либо дурную. Скажем, есть скала, к ней веками приходили женщины, которым не удавалось забеременеть и родить. Кормили духов, ночевали там, иногда жили до трёх месяцев. Возвращались домой - и всё у них получалось! Множество людей об этом рассказывали.
Противоположный пример - местечко Турачах. Хакасы уверены, что там из скалы выходят горные духи. Горы раздвигаются, выпуская их, и сдвигаются, когда те возвращаются. И если в этот момент рядом окажется человек, его может утянуть внутрь скалы. Говорят, люди в самом деле пропадали, а на всей протяжённости скального массива видны нагромождения упавших обломков - отсюда поверье, что горы двигаются».
Ерёмин собрал более 100 рассказов о встречах хакасов с горными духами. Появляются они чаще всего на закате, с западной стороны. Выглядят как очень высокие мужчины и женщины, одетые в традиционную хакасскую одежду. При этом всегда имеют в облике какую-то аномалию. Например, тёмный цвет кожи или отсутствие бровей. Иногда у духа нет носа или даже туловища. Эта странность запечатлена и в петроглифах - наскальных рисунках. Так, на скале Тура хая есть изображение фигуры, похожей на человеческую. С головой, плечами, руками, ногами - но без туловища! А у подножия горы Хазын хыр, на одноимённой писанице (этим словом в русских документах XVII-XVIII вв. называли камни с большим количеством рисунков, потом его стали использовать и археологи) высечены высокие фигуры с птичьими ногами. По преданиям, это «чёрные люди», братья горного духа. Столкнуться с ними можно на охоте в тайге. Нрав у братьев непредсказуемый: могут заблудившемуся путнику тропу подсказать, а могут и погубить.
Лодка или НЛО?
По самым скромным подсчётам, в Хакасии более 120 тыс. наскальных рисунков. Современными учёными изучена лишь небольшая часть этого богатства. А ведь в петроглифах содержится масса интересного.
«Это вовсе не примитивное творчество первобытного человека, как принято считать, а древнее религиозное искусство, часть великого «диалога» человека с иными мирами и существами, - Леонид Ерёмин прикладывает к скале чистый лист бумаги и трёт его пучком сорванного чабреца. - Петроглифы создавались для того, чтобы обеспечить в этом месте присутствие духов в момент проведения обрядов. Итак, что у нас получилось?»
На бумаге, потёртой травой, проступают наскальные рисунки. Косуля, охотник, летящий дротик… «Здесь изображён мир умерших предков. На то, что это именно предок, указывает, простите, наличие фаллоса - у образов духов и богов данная деталь обычно отсутствует. У этой скалы 3 тыс. лет назад проходили обряды кормления предков. Общение с ними - актуальная тема для народов Сибири. Об умерших заботились - отправляли им скот, утварь, поддерживали в случае болезни. Да-да, в загробном мире, по верованиям хакасов, люди могут болеть и нищенствовать. И живые (особенно это заметно по древним погребениям) им помогали: вскрывали могилы, добавляли или убирали посуду с пищей, подкладывали оружие или украшения. Бывали случаи «лечения» костных останков, когда части скелета убирали или аккуратно перекладывали. О том, как «живут» мёртвые, живые узнают от шамана, который время от времени «спускается» в подземный мир. В ответ на заботу предки сообщают через него важную информацию о грядущих событиях - о нашествии врагов, засухах, эпидемиях и т. д. Откуда они её знают? Они же «живут» рядом с духами и богами!»
Но есть рисунки, которые специалистам однозначно расшифровать не удаётся. Наиболее загадочна писаница Хазын хыр, где изображены те самые «чёрные люди» и много чего ещё - трёхрогое существо, многоголовое чудовище, чаша в виде лотоса (один из символов буддизма, непонятно как появившийся в Хакасии более 2 тыс. лет назад) и сцена, которую эксперты трактуют как небесную лодку с тремя божествами. От пуповины одного из них отходит линия, которая соединяется с головой другого. При желании в этой «небесной лодке» можно увидеть… НЛО с экипажем из трёх пришельцев. А если заглянуть в Хакасский национальный музей, на одном из камней обнаружится существо с двумя то ли рожками, то ли антеннами.
«Уфологи действительно активно работают в наших местах, - подтверждает Ерёмин. - Говорят, что часто наблюдают плазмоиды, летающие над горами. Но, на мой взгляд, существо с рожками - это образ божества, а не инопланетянина».
Между тем, согласно гипотезе уфологов, древние люди как раз и принимали пришельцев за богов. То есть, возможно, это одни и те же существа. А шаманам отводилась роль посредников. Хотя учёные такую трактовку отвергают, у неё масса сторонников.
Дмитрий Владимиров

Какие грехи называют смертными?
За здоровьем - в песочницу!
Пост - не диета. После сытного обеда молиться сложнее
Человечество живет предвкушением Армагеддона
Путешествие по Курдистану. Рай не может без ада?
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть