13266

За здоровьем - в песочницу!

№ 30 от 28 июля 2010 года 28/07/2010

Психотерапевты утверждают: занятия с песком оказывают самое благотворное влияние на психику человека - избавляют от негативных эмоций, переживаний и даже помогают найти пути решения проблем.

Сила песка

Вспомните, как приятно ходить босиком по песку, погружать в него руки и пропускать песчинки сквозь пальцы. Эти мельчайшие частички активизируют чувствительные нервные окончания на кончиках пальцев и ладонях.

Песок - это природный материал, обладающий собственной энергетикой. По сравнению с другими материалами для творчества - глиной, пластилином, красками - он имеет ряд преимуществ. 

Создание песочных композиций в отличие, например, от рисунка не требует особых умений. Сделать что-то не так невозможно, что особенно важно для тех, кто привык строго оценивать себя. Песочные игры подходят тем, кому трудно облечь свои переживания в слова - например, потому что они очень остры и болезненны или просто потому, что человек не обладает даром красноречия. Но даже если психолога нет рядом, вы можете воспользоваться самотерапией, особенно если вас что-то тревожит. Спектакли на песке - очень действенный способ расслабиться, зарядиться оптимизмом и «зарыть» в землю негативную энергию. Конечно, если проблемы копились долго, за один миг всё не исчезнет. Так что если есть желание повторить - включайте фантазию и вперёд.

На пляже и дома

За песочной терапией ехать на пляж не обязательно. Песочницу можно соорудить в «домашних условиях».

«Обычно используется деревянный ящик размером 50х70 см, - рассказывает психотерапевт Анна АРУТЮНЯН. - Дно ящика, выкрашенное в голубой цвет, обозначает воду, море, голубые борта - воздух и небо. На дно насыпается мелкий морской песок слоем примерно 8 см. Выкладываются различные игрушки - машинки, фигурки людей и животных, растения, игрушки из «киндер-сюрпризов», камешки и т. д. - то есть всё, что может отражать реальную жизнь. Как правило, психотерапевт просит клиента создать на песке свою страну или свою семью. В зависимости от того, какие фигурки использовались в композиции, можно делать выводы о внутренних, часто неосознаваемых тревогах, надеждах, конфликтах человека.

Например, фигурки в виде раковин, пещер символизируют женское начало. Если женщина помещает в раковину бусинку, значит, она или уже беременна, или планирует беременность. Большое количество морских тварей может означать наличие серьёзных внутренних заболеваний, о которых человек может ещё не знать, потому что они пока никак себя не проявили. В таком случае можно посоветовать обследование у врачей.

Когда творение закончено, оно обсуждается вместе со специалистом: «А что это означает?», «Что вы хотели бы изменить?» Когда человек находит объяснение своим переживаниям, он, во-первых, успокаивается, обретает чувство определённости и уверенности, во-вторых, подсознательно настраивается на изменения и быстрее находит пути разрешения проблем (не ладящиеся отношения с родителями, мужем, коллегами по работе), которые определяют наши поступки.

Как это выглядит на практике? Скажем, человек на приёме у психотерапевта жалуется на то, что у него не получается завязывать отношения с людьми, почему-то все его избегают. Хотя сам он считает себя очень открытым и дружелюбным. Но «его страна», построенная в песочнице, окружённая пушками и заборами, выдаёт прямо противоположное, то, что ускользало от его сознательного восприятия - его закрытость и даже агрессивность по отношению к окружающим. Стоило убрать заборы - и уже подсознательно начались изменения. Он даёт себе новую установку… и вдруг люди становятся дружелюбнее.

Другой пример. Приходит на консультацию мама с дочкой 12 лет. Мама утверждает, что дочка не идёт на контакт. Кстати, это обычная просьба родителей: «Сделайте что-нибудь с ребёнком, чтобы мне с ним было «удобно». Начинают строить «свою страну». Мама сразу проводит линию - делит песочницу пополам. Дочка предлагает сделать мостик, чтобы ходить друг к другу в гости. «Нет, у меня вот здесь армия на границе стоит, какой мостик?» - «Тогда давай у нас самолёты друг к другу будут летать». «Да ты что, - отвечает мама, - какие самолёты?» Ну, и кто здесь не идёт на контакт -мама или дочка?

Подготовила Юлия БОРТА

ИЗ ИСТОРИИ Впервые в качестве «средства лечения» песок открыл швейцарский психоаналитик и философ Карл Гюстав Юнг. Он утверждал, что «часто руки знают, как распутать то, над чем тщетно бьётся разум». А фигурки и замки из песка, созданные спонтанно, - это как раз те символы, с помощью которых с нами говорит наше бессознательное, показывая разуму возможности самоисцеления. Опираясь на теорию Юнга, его ученица, психоаналитик Дора Калф, в 50-х годах прошлого века создала песочную терапию (sand-play по-английски «песочная игра») - метод, который сегодня психологи и психотерапевты используют для работы как с детьми, так и со взрослыми.
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно