Элина Быстрицкая могла и не стать актрисой. Она родилась в 1928 году в Киеве, ее отцом был военный врач-инфекционист, надеялся, что дочь пойдет по его стопам и продолжит династию. Она и на Великой Отечественной войне была санитаркой, хотя в 1941 году ей было всего тринадцать.
«Я думала только о том, как приносить пользу. Буквально рвалась работать на Победу и пошла санитаркой в передвижной военный госпиталь, – рассказывала Быстрицкая в интервью "АиФ". – Брала анализы крови, помогала отцу в лаборатории, потом закончила курсы медсестёр. Господи, я столько смертей видела, так часто слышала взрывы бомб и снарядов, что это стало обыденным делом. До сих пор сама не знаю, как всё это выдержала!».
Потом Быстрицкая с отличием окончила медтехникум в городе Нежине, получила диплом фельдшера-акушерки и даже приняла 15 полагающихся мне родов. Но позже она рассказывала, что уже тогда понимала – медициной заниматься не хочет. Поступила в музыкальную школу, при которой был балетный класс, начала готовиться к поступлению в вуз. Родители поначалу были категорически против такой карьеры для дочери, но поняли, что переубедить ее невозможно. Правда, к тому времени Быстрицкая успела год отучиться в пединституте, но сразу, как сумела договориться с отцом, перевелась в Киевский институт театрального искусства имени Карпенко-Карого, на актёрский факультет, на курс украинского театрального режиссера и педагога Леонида Олейника.
В своей книге «Встречи под звездой надежды» Быстрицкая вспоминала, что с учебой дела у нее «обстояли вполне благополучно». Но в начале 1953-го из-за небольшого конфликта с сокурсником ее едва не отчислили; она связывала это с развернувшейся в стране кампанией борьбы с сионизмом и «делом врачей». Впрочем, после смерти Сталина всё свелось к обсуждению персонального дела на комсомольском собрании института и вынесению строгого выговора – меры по тем временам серьезные, но до исключения дело не дошло.
Институт Быстрицкая окончила с отличием, но «свой» театр нашла не сразу. Ее распределили в Херсон, но после неприличного предложения от тамошнего главного режиссера она начала искать другие варианты. Пробовалась в московский театр имени Моссовета, ее даже просматривал Юрий Завадский, но последовал отказ – как она позже узнала, из-за серии анонимок, обвинявших в неприличном поведении уже саму Быстрицкую. В итоге она оказалась в Русском драматическом театре Вильнюса и осталась там на целых пять лет.
К тому времени Быстрицкая уже снималась в кино, ее приглашали на небольшие роли в фильмы Киевской киностудии. Она играла, например, с Сергеем Бондарчуком в биографической картине «Тарас Шевченко», с Николаем Крючковым в приключенческой морской драме «Богатырь» идёт в Марто». А однажды Быстрицкая узнала, что Сергей Герасимов приступает к съёмкам «Тихого Дона» и ищет исполнителей главных ролей. Она мечтала о роли Аксиньи, которую хотели сыграть многие артистки. Но Шолохов выбрал именно ее – или ему помогла выбрать именно Быстрицкую дочь, которая показала отцу фото с проб и сказав: «Вот тебе Аксинья».
«Тихий Дон» и работа с Герасимовым – это для меня как университет, – признавалась Быстрицкая. – У нас подобралась очень хорошая актёрская группа – Герасимов умел создать ансамбль».
Успех у картины был оглушительный – в год выхода ее посмотрели 47 миллионов зрителей. Старейшины донских казаков вручили ей грамоту на пергаменте, в которой объявили ее почётной казачкой. А она буквально тут же закрепила успех, сыграв Лёлю Теплову в фильме Юрия Егорова «Добровольцы».
«Свою Лёльку я посвятила маме, потому что помню её именно такой – в комсомольской косыночке. Для меня и по сей день люди, которые прошли войну, – это особые люди», – рассказывала актриса.
Популярность после этих двух, как говорят сейчас, кинохитов, сыграла свою роль – Быстрицкую пригласили в московский Малый театр, в котором она проработала долгие годы. В кино тоже всё складывалось неплохо – она сыграла главную роль с тем же Бондарчуком в драме «Неоконченная повесть», фильм великого Григория Александрова «Русский сувенир», еще одна драма «Всё остаётся людям». А после биографического «Николая Баумана» словно отрезало – ни одной роли в кино до самого начала 90-х.
Актриса не связывает это с каким-то заговором – просто было стечение обстоятельств.
«Никаких простоев в моей карьере не было. Да, была в моей жизни чёрная полоса, – рассказывала она. – После «Неоконченной повести» я начала сниматься у Ромма в «Убийстве на улице Данте», но заболела желтухой и потеряла роль. Позже в театре я повредила ногу во время спектакля, доиграла спектакль, но порвала связку. Сыграла на хлорэтиле ещё два спектакля – получила ожог четвёртой степени, и мои роли стали играть дублёры».
Но со временем всё выправилось: «Я снималась во Франции, в Болгарии, даже научилась говорить по-болгарски. Много читала: стихи и прозу – сложа руки не сидела и никогда без работы не была! А вот сама от ролей в кино часто отказывалась. Для меня всегда было важно, кто снимает, с кем и где».
В конце 70-х Быстрицкая стала народной артисткой СССР, а в 80-е она работала президентом Федерации художественной гимнастики СССР. Авторитет у нее к тому времени был огромный, она сумела добиться включения этих соревнований в программу Спартакиады народов СССР, а потом договорилась и с Международным Олимпийским комитетом о том, чтобы художественная гимнастика стала олимпийским видом спорта.
«Главный принцип моей жизни – любовь! Любовь не к определённому человеку, а любовь к своей профессии, к жизни, к народу моему, земле. Если руководствоваться принципом любви, люди будут делать что-то прекрасное», – говорила Быстрицкая.
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть