1741

Рожденная для танца. «О Екатерине Максимовой нельзя говорить в прозе»

"Аргументы и факты" в Беларуси № 18. Поголовные прививки 04/05/2021

Острому перу актера Валентина Гафта, признанного короля эпиграмм, принадлежат и такие неожиданно сентиментальные строки: «Ты - легкая, но с грузом всей Вселенной. Ты - хрупкая, но крепче нет оси. Ты - вечная, как чудное мгновенье из пушкинско-натальевской Руси». Их он посвятил великой советской балерине Екатерине Максимовой.

Не только фуэте

Как известно, Валентин Иосифович, главный циник и острослов советской эстрады, не скупился на хлесткие эпиграммы и щедрой рукой отвешивал их даже ближайшим друзьям. А вот заслужить от него столь трогательное и почтительное посвящение удавалось далеко не каждому - разве что какой-нибудь по-настоящему неординарной личности.

Екатерина Максимова, звезда Большого театра, именно такой и была - здесь Гафт ни капли не погрешил против истины. О ней вообще трудно говорить иначе как в стихах, признавался он: «Если все же в прозе, то она - настоящее чудо. Два слова - «удивление» и «наслаждение» - в полной мере отражают моей отношение к ней. Максимова - в первую очередь актриса, обладающая огромным мастерством и невероятным обаянием. Она может все…».

Справедливости ради - не одна лишь Екатерина Сергеевна отличалась филигранной техникой в советском балете. Да и в мировом тоже, если уж на то пошло. Однако такого актерского мастерства на сцене не показывал больше никто из танцовщиков. Неслучайно отечественному зрителю она лучше всего знакома по фильмам-балетам, где ее драматический талант развернулся в полной мере, - таким как «Галатея», «Старое танго», «Чаплиниана» и, разумеется, знаменитая «Анюта» по мотивам чеховской «Анны на шее».

«Маленького эльфа» обожали во всем мире.
«Маленького эльфа» обожали во всем мире. Фото: Фото из открытых источников

Мадам Нет

Самое парадоксальное - при всей своей популярности Максимова оставалась очень скромным, даже неуверенным в себе человеком. Она - «маленькая жемчужина», «маленький эльф», как ее называли зарубежные критики, - с триумфом выступала на лучших сценах мира, ей рукоплескали «Ла Скала», «Гранд-опера», «Ковент-Гарден»… А в родном Большом театре ее называли «великой молчуньей». Она всячески сторонилась интриг и склок, которых в избытке хватало за кулисами главной сцены страны, не шла по головам и не выбивала себе «особых» условий. Порой даже отказывалась или пыталась отказаться от многих «лакомых» ролей, за что заработала себе еще одно прозвище - «Мадам Нет».

К счастью, рядом всегда оказывались люди, которые верили в способности Максимовой больше ее самой. Именно они могли убедить балерину в том, что она играючи справится с любой задачей, - и «Мадам Нет» неизменно выдавала даже больше, чем от нее ожидали.

Еще в балетной школе Максимова стала любимицей педагога Елизаветы Павловны Гердт, последней императорской примы в советском театре: именно она привила своей талантливой ученице элегантное щегольство дореволюционной манеры танца. А уже в труппе Большого Екатерину приняла под свое крыло сама Галина Уланова - из ее рук молодая балерина получила партию Марии в «Бахчисарайском фонтане» и коронную роль Жизели, которая принесла ей оглушительный успех.

Главный секрет супружеского счастья: споры о работе там же и остаются.
Главный секрет супружеского счастья: споры о работе там же и остаются. Фото: Фото из открытых источников

«С годами пройдет»

Но, конечно, главный человек в судьбе Максимовой - ее коллега-танцовщик и хореограф, бессменный партнер на сцене и в жизни Владимир Васильев: до полувека, проведенного вместе, им не хватило одного года, но и этот срок уверенно называют «золотым веком» мирового балета. «Если когда-нибудь двое были рождены для танца - то это Максимова и Васильев», - писали о легендарном дуэте.

Поначалу, правда, тандем у них не заладился. В балетной школе Катя и Володя учились в одном классе; когда их впервые поставили в пару, девочка сразу же отвернулась от партнера и лишь косилась на него одним глазом. Повернуться же обратно наотрез отказывалась, несмотря на уговоры, - до того сильно стеснялась. «С годами пройдет», - оптимистично заявила Елизавета Гердт. Как показало время, ее прогноз не сбылся: с годами не прошло…

Владимиру же пришлось особенно тяжко: «Все мои мысли, чувства, желания, надежды связаны только с одним именем - Катя. Любовь вливалась в меня так долго, что пожар уже не затушить. А пламя становится все жарче!.. - писал Васильев в воспоминаниях. - Я люблю, и честолюбие мое во сто крат еще больше: я должен стать солистом, хорошим танцовщиком, чтобы она, Катя, которая сразу же стала танцевать сольные партии, поняла: я не менее талантлив, чем она, и меня любят и ценят в театре очень многие…»

В 1961 году французские кинематографисты совместно с советскими коллегами сняли фильм «СССР с открытым сердцем» о влюбленной паре из Большого театра - Кате и Володе. Конечно, не считая репетиций и спектаклей, сцен из реальной жизни в картине было мало, и настоящая история любви танцовщиков осталась практически за кадром. Но искренние чувства молодых людей моментально считывались с экрана - когда они приехали в Париж на премьеру фильма, французские журналисты безошибочно приняли их визит за свадебное путешествие. Так оно и было - в загсе Васильев и Максимова расписались буквально накануне поездки…

Река волнуется раз…

«Катя и Володя» стали настоящим советским брендом: эту обаятельную пару боготворил весь мир. Им, чуть ли не единственным в СССР, дозволялись многие вольности. За границей артисты открыто встречались с «невозвращенцами» Барышниковым и Макаровой, ездили по гостям, одними из первых начали танцевать в балетах иностранных хореографов…

А вот на родине у Максимовой с ролями было хуже. За 30-летнюю карьеру в Большом театре лучшая балерина труппы исполнила всего полтора десятка партий, причем большинство - в первое десятилетие работы. Тогда Васильев сам начал ставить спектакли: конечно, прежде всего - для своей Кати. Эола в «Икаре», Анюта, Судьба во «Фрагментах одной биографии», солистка в «Этих чарующих звуках» - все эти роли ей подарил он.

Жизнь с Максимовой Васильев сравнивал с рекой, которая не течет ровно, а порой волнуется и выходит из берегов. Оба были людьми темпераментными и часто ссорились так, что в Большом театре тряслись стены. Но было у них негласное правило: все споры о работе на работе и остаются. Во время репетиций супруги могли разругаться в пух и прах, однако, остыв и переодевшись «в штатское», как ни в чем не бывало шли домой вместе.

Именно любовь мужа поставила Максимову на ноги после травмы позвоночника, когда на репетиции партнер не сумел ее удержать. После операции Владимир разработал для супруги упражнения, сам занимался с ней, и Екатерина вернулась на сцену. И танцевала потом еще 20 лет. А первый после травмы спектакль артисты Большого запомнили надолго: Васильев танцевал, вывернув шею, чтобы ни на секунду не терять жену из виду. Когда же опустили занавес, супругам аплодировали не только зрители, но и вся труппа.

«Катя и Володя» перестали выступать на сцене приблизительно в одно время. Максимова сначала преподавала в ГИТИСе, а потом работала с артистами в Кремлевском дворце и Большом театре. Она ушла из жизни в 2009 году, спустя пару месяцев после того, как отметила 70-летний юбилей. Ушла тихо, во сне. Васильев же после ее смерти спасался работой, в которой, правда, уже не было места спорам с любимой женой: «Когда ее не стало, я все время думаю, что сейчас бы во всем с ней соглашался, все принимал, - лишь бы только она была жива…»

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно