«Для меня праздником является моя работа, она даёт смысл всему», — написала много лет назад Татьяна Доронина. И ни разу не изменила этому принципу. 12 сентября ей исполнилось 90 лет.
Задолго до круглой даты директор МХАТ им. Горького Владимир Кехман, не боясь сглазить, предвкушал, как Доронина выйдет на сцену в день юбилея. МХАТу на Тверском бульваре она служила три десятка лет. С того момента, как раскололся Художественный театр в Камергерском. С того дня, как осознала, что не станет любимой актрисой стоящего у руля Олега Ефремова.
Новый МХАТ стал её всем — мужем, домом, ребёнком. За это «всё» она получала больше хулы, чем похвалы. Потому что играла, ставила, руководила.
Утихающая роль
«Любите ли вы театр, как люблю его я? То есть всеми силами души вашей, со всем энтузиазмом, со всем исступлением, к которому способна только пылкая молодость…» - монолог Виссариона Белинского Доронина читает в фильме «Старшая сестра». Читает с чувством, с толком. Со свойственным только ей придыханием.
Первая совместная картина Натансона и Дорониной не была для неё дебютом. Она снималась и до, и после. Правда, в сухом остатке — не так много лент. «Старшая сестра», «Ещё раз про любовь», «Валентин и Валентина», «Мачеха», «Три тополя на Плющихе» — вот и все жемчужины в кинокороне актрисы. Впрочем… Чтобы раз и навсегда полюбить Доронину, многим было достаточно тандема: Доронина — Ефремов. И пахмутовской «Нежности» в оригинальном исполнении «Нюры — Анны Григорьевны».
В 1985-м Татьяна Васильевна в последний раз появилась на съёмочной площадке. А ведь ей было всего 52. Сколько ролей могла бы ещё сыграть! Но спустя два года в Художественном театре случился раскол. И, взвалив на себя ношу руководства новым коллективом, Доронина так и не смогла простить Ефремова.
Когда-то, уже будучи звездой БДТ, она уехала в Москву в погоне за личным счастьем. Счастье оказалось хрупким. Да и уход в ранге примы из ленинградского театра был ошибкой. Доронина поймёт это поздно. Станет искать себя у Гончарова и Ефремова, согласится играть на других сценах. Возглавив МХАТ, к которому позже приклеится эпитет «доронинский» (в пандан «ефремовскому»), она попытается быть творчески счастливой.
Измену не забыла
«Любите ли вы театр, как люблю его я?» Ей ничего не останется больше. Хотя и мужчины ведь были — из одного брака плавно переходила в другой. И жила только с теми, кого любила: актёров Басилашвили и Химичева, театроведа Юфита, писателя Радзинского, чиновника Тохненко. Но ни от одного не родила.
Виной и бедой тому ошибка молодости. Тяжкий грех, который Татьяна Васильевна себе не простила, пусть и приняла бездетность как данность. Спустя годы Борис Химичев признавался, что дважды в браке с ним актриса могла стать матерью. Но всегда выбирала театр. Так ли это? В 1973-м, когда они поженились, Дорониной уже было 40, а тогда и 28-летних записывали в «старородящие». В «Дневнике актрисы» Татьяна Васильевна поведала миру лишь одну историю на эту тему.
1955 год. В Школе-студии МХАТ вместе учатся Михаил Козаков, Евгений Евстигнеев, Виктор Сергачёв… Но ленинградка Доронина выбирает единственного на курсе москвича — Олега Басилашвили. На третьем курсе они женятся. Тогда же актёру предлагают первую серьёзную роль в кино — в «Невесте» по Чехову.
Потом она напишет в «Дневнике актрисы»: «Съёмки Олега… За столом, когда мы вошли, сидели актёр и актриса, несколько возбуждённые застольем и друг другом. Пикантность обстановки была очевидна. Клеймо с названием „всё дозволено“ Олег носил, ещё стесняясь, не чувствуя изнутри, не понимая серьёзности болезни, которой он был заражён. Двусмысленные взгляды актёра, цинизм его юмора усугублялись ласковостью ко мне актрисы. Ласковость трусливой суки, которая боится, что её выгонят, а главное — имеют право выгнать».
За художественными образами — нестерпимая боль до конца жизни. Как бы она её ни скрывала:
«Когда всё было кончено, женщина-хирург сказала: „Жалко, двое у тебя были. Девочка и мальчик“… Я предала их. Я совершила первый страшный грех, который не прощается».
Партнёршей Басилашвили в «Невесте» была Татьяна Пилецкая.
Доронина пыталась понять, забыть. В тот момент у неё прекрасно складывалась карьера. Её пригласил в БДТ Товстоногов. Начали звать кинорежиссёры… И только склеенная наспех семейная чашка не радовала. Как на посуде раздражают трещины и сколы, так в жизни разрушенные изменой отношения не приносят счастья. Можно терпеть, можно делать вид, что «всё ОК», а в душе будет душно. И тошно…
В поисках синей птицы
В случае с Татьяной и Олегом всё больше проявлялась разность взглядов, интересов. А любовь испарилась. Словно и не было вовсе. Следующие браки актрисы тоже закончились расторжением. Хотя с Химичевым отношения продолжались и после развода. А с чиновником Дорониной было тепло. Как ни с кем раньше. Она чувствовала себя Женщиной. Жила действительно за мужем. Это была её последняя попытка поймать синюю птицу. И опять не вышло.
У неё было всё для счастья. Но было ли оно? И можно ли быть непритворно счастливой только в работе? Тем более что и в театре было совсем непросто. Её постановки редко замечали. Чаще ругали.
Закончилось всё и вовсе некрасиво. В декабре 2018-го Доронину убрали из МХАТа, «припудрив» скандал выдуманной должностью президента театра. 26 января 2019 г. актриса сыграла главную роль в «Вассе Железновой» — в честь 15-летия спектакля. Больше ноги её на Тверском бульваре не было. И, видимо, уже не будет. Из-за модернизации сценического комплекса театральный сезон в этом году не откроется. Но, если спектакли МХАТа можно показывать где угодно, то проводить юбилей Дорониной вне стен театра странно. А переносить 90-летие актрисы на полгода, как и открытие сезона, просто рискованно...
А сама она? На закате жизни Татьяна Васильевна оказалась в геронтологическом центре. Рядом — ни родных, ни близких, ни сцены.
Лучшие роли Татьяны Дорониной
Лучшие роли Татьяны Дорониной
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть