«Алкоголь в малых дозах безвреден в любых количествах», «Ты меня уважаешь, я тебя уважаю — мы с тобой уважаемые люди!», «Шутки шутками, но могут быть и дети!», «Если меня в тихом месте прислонить к теплой стенке, со мной еще очень, очень можно поговорить!» Аркадий Райкин ушёл из жизни в 1987 году, но фразы из его монологов цитируются по сей день. 24 октября — 110 лет со дня рождения артиста.
Ключ его успеха
«Конечно, он любим народом до сих пор, — уверен актёр Александр Олешко. — Аркадий Исаакович Райкин говорил: ты должен каждому зрителю дать по букве. Каждому посмотреть в глаза. И тогда у каждого человека будет впечатление, что ты лично с ним пообщался. Это и есть ключ — Райкин работал с потрясающей отдачей».
Расцвет творчества Райкина пришелся на тот период, когда он работал в Ленинградском театре эстрады и миниатюр. В труппу его приняли в 1939 г., а уже через три года он стал художественным руководителем. Ныне театр эстрады носит его имя.
«Наташе. С симпатией»
Народная артистка РФ Наталья Гвоздикова, которой много довелось в жизни общаться с Райкиным, рассказывала «АиФ»: «Моя сестра Людмила Гвоздикова работала в Ленинградском театре миниатюр под руководством Райкина. Аркадий Исаакович знал меня с детства и разрешал мне посещать репетиции. У меня есть несколько его автографов. Можете представить, как мне приятно, когда он написал „Наташе. С симпатией. Аркадий Райкин“.
Он человек своеобразный, я это прекрасно понимала, поэтому мне всегда было очень интересно наблюдать за ним. В жизни один, а на сцене — совершенно другой! Насколько темпераментно он выходил на сцену, просто выскакивал!
За кулисами же всё было иначе — ходил Райкин неспеша, поднимался по лестнице медленно-медленно. Прямо еле-еле, шаг, шаг. Это он так берёг силы для главного. Я видела, как он становится старше, как трудно ему с каждым годом выходить на сцену. „Стареть не хочется“, — говорил Аркадий Исаакович.
Я очень любила спектакли Аркадия Исааковича. Ходила на них постоянно, в том числе и когда уже была беременная. Райкин вокруг меня обходил и спрашивал: „Ну что, арбуз растет?“ Аркадий Исаакович очень любил детей. И своих, и чужих. Кстати, с Костей Райкиным мы вместе поступали в институт. И Катю, старшую его дочь, я очень хорошо знаю, мы до сих пор с ней общаемся».
«Не беспокойтесь, что Райкин вас выгоняет»
Райкин, будучи звездой, неоспоримой, безоговорочной, часто давал путевку в жизнь артистам, которые могли бы вырасти в его конкурентов.
В 1962 году в Театр миниатюр Райкина был принят Роман Кац. Райкин посоветовал молодому артисту взять «нееврейский» псевдоним — так на нашей эстраде появился Роман Карцев.
А в 1964 году Райкин пригласил в свой театр на должность заведующего литературной частью Михаила Жванецкого. Вместе они поставили в 1969 году программу «Светофор», где состоялась премьера миниатюр Жванецкого «Авас», «Дефицит», «Век техники».
«Когда я работал у Райкина и шел спектакль „Светофор“, авторские отчисления у меня были 1300 рублей в месяц. Это после 80 рублей зарплаты в порту! Причем я ничего не делал, просто приказом Министра культуры 6% от сборов шли автору. Спектакли у Райкина шли каждый день, а залы у него в драматическом театре были большие, народу — битком. Там ещё кто-то немножко написал, но основным автором был я», — позже вспоминал Жванецкий.
Выступления Райкина с миниатюрами Жванецкого, несмотря на острую сатирическую направленность, порой на грани дозволенного, тем не менее очень любили чиновники от культуры.
«С одним цензором из Ленинграда мы часто встречались на спектаклях у Райкина, — рассказывал писатель в программе „Дежурный по стране“. — Однажды он сказал мне: „Жванецкий, вот вы все время что-то гундосите, жалуетесь, что цензура у нас тупая, не ценит хорошей литературы. Если бы вы увидели мою библиотеку, вы бы заткнулись“. И я действительно заткнулся. В этой библиотеке было столько книг, которые он лично запретил. И Солженицын был, и всё там было. И я в том числе. Или другой случай. Мне одна чиновница — замечательная, симпатичная, умная женщина, очень мы с ней дружили, чуть ли не за руку держались после рукопожатия еще какое-то время — в ленинградском Доме культуре сказала: „Не беспокойтесь, что Райкин вас выгоняет. Уходите, вы только выиграете, вы станете лично известным, вас поймут люди“. Я говорю: „Ну, вы видите, это запрещено, то запрещено к печати“. А она: „Это я запретила. Мой мальчик, вы что, до сих пор не знаете, что это я не пропустила в печать? Замечательный рассказ, кстати“. Мне от этих её слов просто повеситься хотелось».
Жванецкий никогда особенно не распространялся о конфликте с Райкиным, но суть его сводилась к тому, что они абсолютно по-разному видели подачу юмора. «Конечно, я зависел от Райкина, — говорил писатель по ТВ. — Вначале, когда Райкин выходил на сцену, а я стоял за кулисами и слушал, я понимал: это мой текст. А потом у Райкина это уже было на ¾ Райкин или наполовину Райкин. Гримасы, жестикулирование. А я любил, когда все-таки это был текст с интонациями».
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть