На 76-м году жизни скончалась советская и латышская актриса театра и кино, заслуженная артистка Латышской ССР Лилита Озолиня. Об этом сообщил в своих социальных сетях рижский театр «Дайлес», указав, что смерть актрисы наступила «неожиданно».
«От имени театра выражаем соболезнования семье Озолини, родным, поклонникам ее таланта и всем, кто помнит яркую личность актрисы», — сказано в заявлении театра, в котором она работала более полувека.
Правда, в 1966 году, когда 19-летняя Лилита пришла в этот театр, он носил имя Яна Райниса. Но и попала она в ведущий театр республики — и вообще в актерскую профессию — волей случая.
Лилита Озолиня (Lilita Ozoliņa) родилась в Риге 19 ноября 1947 года. Ей было всего полтора года, когда отца — летчика-испытателя — репрессировали, а семью сослали в Сибирь; по дороге в ссылку умерла старшая сестра Лилиты. В 50-х семья вернулась в Ригу, Лилита выучилась на медсестру, работала в больнице. И лишь случайно знакомство с певицей Еленой Загорской привело юную девушку в тот самый театр имени Райниса. Тогда же она поступила в студию киноактера при Рижской киностудии, а вскоре и дебютировала в кино — снялась в фильме «Когда дождь и ветер стучат в окно», который поставил режиссер Алоиз Бренч, преподаватель из студии.
Вообще к своему образованию Озолиня подошла очень серьезно. Окончила студию, поступила на актерский факультет Латвийской государственной консерватории имени Витола... Она вроде бы хотела вернуться в медицину, но все же пошла по актерской стезе; много позже в интервью она признавалась, что, если бы ей снова дали возможность выбирать, она бы актрисой не стала. Но такой возможности ей не дали, а когда был выбор — она предпочла театр и кино.
В 1970-е она снималась достаточно часто — за десять лет сыграла более полутора десятка ролей в разных кинопроектах, среди которых был и, например, революционный байопик «Петерс» режиссера Сергея Тарасова (он позже снял там же, в Риге, «Стрелы Робин Гуда»). Роли были не слишком большие, скорее маленькие, и превратить актрису в звезду не могли. Но как это часто бывает в актерской профессии, «своя» роль нашлась и для Лилиты.
Фильм «Долгая дорога в дюнах» был очень смелым по меркам начала 80-х, поскольку рассказывал о сотрудничестве части латышей с немецкими захватчиками в годы войны и о послевоенной депортации латышей. Но проект курировал руководитель латвийского Госкино Олег Руднев, который был соавтором сценария, режиссером стал живой классик латвийского же кино — тот самый Бренч, который когда-то учил Лилиту в студии — в общем, несмотря на правки, спущенные сверху, «Долгая дорога...» была показана по Центральному телевидению и стала настоящим хитом во всей стране. Ну а сыгравшая Марту 25-летняя Озолиня проснулась утром после премьеры настоящей звездой — даже несмотря на то, что голос ей подарила актриса Валентина Талызина. А может, и благодаря этому.
«“Долгая дорога в дюнах” для меня — это не просто очередной фильм или еще одна роль среди других. <...> Нет, этот фильм — мой душевный долг, который я отдала моим родителям», — говорила Озолиня в интервью.
После этого фильма Озолиня стала заслуженной артисткой Латышской ССР.
Конечно, роли, подобной роли Марты, в карьере актрисы так и не случилось. До распада СССР она успела сыграть в нескольких заметных картинах — «Аплодисменты, аплодисменты...», «Двойной капкан», «Фронт в отчем доме». А потом в кинокарьере Озолини наступил настоящий застой — за 30 лет считанное число работ, да и те — небольшие, даже проходные эпизоды.
Она спасалась театром — много играла на родной сцене, получила за свою работу высшую награду Латвии. Но зрители в бывшем СССР помнят именно «Долгую дорогу...» — и трагическую Марту, за судьбой которой следила тогда вся огромная страна.
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть