1169

Не родись красивой. Актрисы-дурнушки, которых любил весь СССР

Галина Волчек, Инна Чурикова, Елизавета Никищихина, Евгения Ханаева, Валентина Талызина.
Галина Волчек, Инна Чурикова, Елизавета Никищихина, Евгения Ханаева, Валентина Талызина. Коллаж АиФ

Известная максима гласит, что красота — в глазах смотрящего. Для мира кино это особенно актуально, потому что оно — воплощенная в картинке фантазия, даже если снята в жанре популярного в Советском Союзе жанра социалистический реализм. Да и актерские типажи нужны самые разные, поскольку некие условные маски — героев, злодеев — не отменил никто из апологетов соцреализма. И такой подход часто приводит к тому, что в профессии очень востребованными оказываются актрисы, далекие от стандартов конкурсов красоты. Они завоевывают зрителей другим — своей экранной харизмой, своим талантом и природным обаянием, а также умением перевоплощаться. Как, например, превратилась из «синего чулка» в настоящую королеву героиня Алисы Фрейндлих из «Служебного романа». Королеву, кстати, она тоже играла.

 Инна Чурикова

Чурикова, пожалуй, самая яркая иллюстрация фразы про красоту и глаза смотрящего. Она поступала сразу в несколько театральных вузов, и в Школу-студию МХАТ ее просто не взяли — как раз из-за внешности, которая сильно диссонировала с выбранным абитуриенткой этюдом. Но в Щепкинское училище Чурикову взяли — правда, в студенческих спектаклях доверяли только острохарактерные или комедийные роли. Еще до окончания училища она прославилась на всю страну, но эта слава была очень странной — по признанию актрисы, она плакала, когда увидела себя на экране в роли Марфуши в сказке Александра Роу «Морозко».

Судьба Чуриковой изменилась благодаря все той же внешности. Начинающий режиссер Глеб Панфилов искал характерную героиню для своего дебютного фильма «В огне брода нет», случайно увидел актрису в роли Бабы Яги — и доказал всем, что она умеет играть и драму. Вскоре они поженились — во время съемок фильма «Начало», ну а потом начался путь Чуриковой к славе.

 Валентина Талызина

Талызина стала актрисой не сразу. После школы она собиралась поступать на историка, потом проучилась два года в Омском сельхозинституте. И лишь потом оказалась в ГИТИСе, а после получения диплома — и в Театре имени Моссовета, где тогда играли признанные звезды советского кино и театра Любовь Орлова, Вера Марецкая и Фаина Раневская. Талызина рассказывала, что во время первой встречи Раневская просто назвала ее «некрасивой» — и лишь совместная работа изменила мнение великой актрисы, которая и сама отличалась не самой подиумной внешностью. Раневская взяла новенькую под опеку, и та во многом ориентировалась на нее — в том числе и в отношении к актерской работе. В итоге карьера Талызиной удалась — она много лет служит в родном театре, у нее около полутора сотен ролей в кино, среди которых, правда, почти нет главных, но есть те, которые зрители помнят и любят.

 Елизавета Никищихина

Актриса сама пришла в студию при Театре имени Станиславского и успешно прошла отбор. Правда, радость от такого успеха слегка подпортил актер этого же театра Евгений Леонов, который заявил, что Никищихиной будет очень трудно в театре, а ее внешность не позволит ей играть то, к чему лежит душа. Леонов знал, о чем говорил, — ему и самому приходилось постоянно доказывать, что он может играть не только комические роли. Но если Леонову удалось это доказать ролями на сцене и в кино, то у Никищихиной какого-то прорыва так и не случилось.

Ей давали серьезные роли, но между ними могло пройти много лет. В это время в ней видели комическую и гротесковую актрису. Мешала карьере и личная жизнь — ради своей первой большой роли она сделал аборт, но потом не решилась на такой радикальный шаг. В кино она снималась много — в ее фильмографии более 80 работ, но в основном она запомнилась зрителям по ярким эпизодам. Никищихина сыграла ассистентку профессора Громова в «Приключениях Электроника», Кикимору в сказке «Там, на неведомых дорожках…», появлялась в «Чародеях» и «Торпедоносцах», а в «Покровских воротах» именно ее героиня произносит запоминающуюся фразу: «Высокие, высокие отношения!» Скончалась актриса всего в 56 лет.

Галина Волчек

Она признавалась, что считает себя некрасивой. Более того, говорила в одном из интервью, что кино не доставило ей как актрисе радости — роли давали «необъемные», да и недостатки внешности, которые были незаметны в театре, часто выставляли на экране напоказ. Так, после роли Варвары в «Осеннем марафоне» Волчек пошла и свела с носа родинку, с которой она спокойно прожила всю жизнь и играла в «Короле Лире».

Театр же действительно показывал совсем другую Волчек — она была одним из основателей знаменитого «Современника», после ухода из него Олега Ефремова стала худруком и на полвека возглавила осиротевший коллектив, сама ставила спектакли и выходила на сцену. И никто не говорил актрисе и режиссеру что-то о внешности — слишком яркой была ее харизма, чтобы обращать внимание на такие мелочи, как какие-то родинки.

Евгения Ханаева

Ханаева училась на актрису 8 лет, вдвое дольше положенного срока. Виновата война — она поступила в Щепкинское училище в 1939-м, с началом Великой Отечественной училась в городском театральном училище, а в итоге окончила Школу-студию МХАТ и попала в труппу Художественного театра, в котором проработала всю жизнь. Еще во время учебы Ханаеву предупреждали, что роли героинь ей не светят — внешность неподходящая. Она годами играла роли второго плана, иногда яркие, иногда — не очень. В кино ее тогда тоже не звали — или она сама не хотела изменять театру. Все изменилось, когда в МХАТ пришел Олег Ефремов. Ханаева все-таки смогла начать играть героинь — пусть не тех, которых имели в виду ее педагоги, а характерных и комедийных, но именно в этом амплуа она запомнилась зрителям. И не только в театре, но и в кино — как раз с начала 1970-х актриса активно снималась, играла не только роли второго плана (как, например, в «Москва слезам не верит»), но и главные.

В фильме Владимира Меньшова «Розыгрыш» Ханаева сыграла учительницу, которую пытались обмануть ее ученики. И неудивительно, что во время раздела МХАТа актриса оказалась в той его части, которая осталась с Ефремовым, вот только судьба рассудила иначе. После травмы, полученной в автомобильной аварии, Ханаева легла на операцию и не вышла из комы. Она скончалась в ноябре 1987 года на 67-м году жизни.

 

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно