Известная максима гласит, что красота — в глазах смотрящего. Для мира кино это особенно актуально, потому что оно — воплощенная в картинке фантазия, даже если снята в жанре популярного в Советском Союзе жанра социалистический реализм. Да и актерские типажи нужны самые разные, поскольку некие условные маски — героев, злодеев — не отменил никто из апологетов соцреализма. И такой подход часто приводит к тому, что в профессии очень востребованными оказываются актрисы, далекие от стандартов конкурсов красоты. Они завоевывают зрителей другим — своей экранной харизмой, своим талантом и природным обаянием, а также умением перевоплощаться. Как, например, превратилась из «синего чулка» в настоящую королеву героиня Алисы Фрейндлих из «Служебного романа». Королеву, кстати, она тоже играла.
Инна Чурикова
Чурикова, пожалуй, самая яркая иллюстрация фразы про красоту и глаза смотрящего. Она поступала сразу в несколько театральных вузов, и в Школу-студию МХАТ ее просто не взяли — как раз из-за внешности, которая сильно диссонировала с выбранным абитуриенткой этюдом. Но в Щепкинское училище Чурикову взяли — правда, в студенческих спектаклях доверяли только острохарактерные или комедийные роли. Еще до окончания училища она прославилась на всю страну, но эта слава была очень странной — по признанию актрисы, она плакала, когда увидела себя на экране в роли Марфуши в сказке Александра Роу «Морозко».
Судьба Чуриковой изменилась благодаря все той же внешности. Начинающий режиссер Глеб Панфилов искал характерную героиню для своего дебютного фильма «В огне брода нет», случайно увидел актрису в роли Бабы Яги — и доказал всем, что она умеет играть и драму. Вскоре они поженились — во время съемок фильма «Начало», ну а потом начался путь Чуриковой к славе.
Валентина Талызина
Талызина стала актрисой не сразу. После школы она собиралась поступать на историка, потом проучилась два года в Омском сельхозинституте. И лишь потом оказалась в ГИТИСе, а после получения диплома — и в Театре имени Моссовета, где тогда играли признанные звезды советского кино и театра Любовь Орлова, Вера Марецкая и Фаина Раневская. Талызина рассказывала, что во время первой встречи Раневская просто назвала ее «некрасивой» — и лишь совместная работа изменила мнение великой актрисы, которая и сама отличалась не самой подиумной внешностью. Раневская взяла новенькую под опеку, и та во многом ориентировалась на нее — в том числе и в отношении к актерской работе. В итоге карьера Талызиной удалась — она много лет служит в родном театре, у нее около полутора сотен ролей в кино, среди которых, правда, почти нет главных, но есть те, которые зрители помнят и любят.
Елизавета Никищихина
Актриса сама пришла в студию при Театре имени Станиславского и успешно прошла отбор. Правда, радость от такого успеха слегка подпортил актер этого же театра Евгений Леонов, который заявил, что Никищихиной будет очень трудно в театре, а ее внешность не позволит ей играть то, к чему лежит душа. Леонов знал, о чем говорил, — ему и самому приходилось постоянно доказывать, что он может играть не только комические роли. Но если Леонову удалось это доказать ролями на сцене и в кино, то у Никищихиной какого-то прорыва так и не случилось.
Ей давали серьезные роли, но между ними могло пройти много лет. В это время в ней видели комическую и гротесковую актрису. Мешала карьере и личная жизнь — ради своей первой большой роли она сделал аборт, но потом не решилась на такой радикальный шаг. В кино она снималась много — в ее фильмографии более 80 работ, но в основном она запомнилась зрителям по ярким эпизодам. Никищихина сыграла ассистентку профессора Громова в «Приключениях Электроника», Кикимору в сказке «Там, на неведомых дорожках…», появлялась в «Чародеях» и «Торпедоносцах», а в «Покровских воротах» именно ее героиня произносит запоминающуюся фразу: «Высокие, высокие отношения!» Скончалась актриса всего в 56 лет.
Галина Волчек
Она признавалась, что считает себя некрасивой. Более того, говорила в одном из интервью, что кино не доставило ей как актрисе радости — роли давали «необъемные», да и недостатки внешности, которые были незаметны в театре, часто выставляли на экране напоказ. Так, после роли Варвары в «Осеннем марафоне» Волчек пошла и свела с носа родинку, с которой она спокойно прожила всю жизнь и играла в «Короле Лире».
Театр же действительно показывал совсем другую Волчек — она была одним из основателей знаменитого «Современника», после ухода из него Олега Ефремова стала худруком и на полвека возглавила осиротевший коллектив, сама ставила спектакли и выходила на сцену. И никто не говорил актрисе и режиссеру что-то о внешности — слишком яркой была ее харизма, чтобы обращать внимание на такие мелочи, как какие-то родинки.
Евгения Ханаева
Ханаева училась на актрису 8 лет, вдвое дольше положенного срока. Виновата война — она поступила в Щепкинское училище в 1939-м, с началом Великой Отечественной училась в городском театральном училище, а в итоге окончила Школу-студию МХАТ и попала в труппу Художественного театра, в котором проработала всю жизнь. Еще во время учебы Ханаеву предупреждали, что роли героинь ей не светят — внешность неподходящая. Она годами играла роли второго плана, иногда яркие, иногда — не очень. В кино ее тогда тоже не звали — или она сама не хотела изменять театру. Все изменилось, когда в МХАТ пришел Олег Ефремов. Ханаева все-таки смогла начать играть героинь — пусть не тех, которых имели в виду ее педагоги, а характерных и комедийных, но именно в этом амплуа она запомнилась зрителям. И не только в театре, но и в кино — как раз с начала 1970-х актриса активно снималась, играла не только роли второго плана (как, например, в «Москва слезам не верит»), но и главные.
В фильме Владимира Меньшова «Розыгрыш» Ханаева сыграла учительницу, которую пытались обмануть ее ученики. И неудивительно, что во время раздела МХАТа актриса оказалась в той его части, которая осталась с Ефремовым, вот только судьба рассудила иначе. После травмы, полученной в автомобильной аварии, Ханаева легла на операцию и не вышла из комы. Она скончалась в ноябре 1987 года на 67-м году жизни.
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть