5990

Марина Александрова: ради роли Екатерины II я была готова на любые жертвы

"Аргументы и факты" в Беларуси № 11 14/03/2017
«Ради роли мечты, не задумываясь, поправилась на 10 кг!» - признаётся актриса.
«Ради роли мечты, не задумываясь, поправилась на 10 кг!» - признаётся актриса. Кадр из сериала

Кофе в сарафане

- Марина, готовясь к съёмкам второго сезона сериала, вы продолжали изучать историческую литературу о вашей героине, тот исторический период, в котором она жила, или всё, что было интересно о Екатерине II, прочитали накануне съёмок первого сезона, а в этот раз опирались на сценарий?

- Это такая «заразная» история - персонаж такого масштаба, что ты увлекаешься настолько, что уже не можешь остановиться. Конечно, я продолжала копаться в литературе, узнавала факты, которые поражали, удивляли, восхищали, а порой ужасали. Но историю пишут победители. Разобраться, как и что было на самом деле, довольно сложно. Даже события десятилетней давности одни описывают в одном ключе, другие - в совершенно ином.

Но в случае с Екатериной II неоспоримым остаётся факт, что она во многом изменила судьбу России, изменила вектор её развития. Это касается даже каких-то кажущихся сегодня элементарными бытовых вещей. Например, все знают, что картофель в Россию завёз Пётр I. Но он разводил его у себя в огороде, а Екатерина заставила сажать по всей стране. Она ещё и жизнью была готова рисковать - первой в России велела сделать ей прививку от оспы, тем самым показав пример всем остальным и остановив эпидемию. Я бы назвала это не просто смелым, а героическим поступком.

- И как ощущения - вам удалось до конца понять, оправдать свою героиню?

- Не думаю, что это возможно. Мы и сами себя-то не до конца знаем и понимаем. Что уж тут говорить о таких фигурах. Как говорил Пётр Вяземский:  «Русский человек силился сделать из нас немцев, а немка хотела сделать нас русскими». Я прочитала, например, что Екатерина очень любила наряжаться в русские народные сарафаны. Казалось бы - зачем? Наверное, в том числе через такие вещи она в своём исконно немецком менталитете пыталась найти русскую природу, постичь загадочную русскую душу. Возможно, в итоге она и стала более русской, чем многие из тех, кто родился в России. При этом она водила дружбу с Вольтером, по её приглашению приезжал Дидро. Она вставала в 5-6 утра, пила много кофе и очень много курила, чего мы в сериале не показываем (смеётся). 

У нас не было задачи скрупулёзно выстроить исторический образ, создать этакую фигуру из Музея мадам Тюссо. Актёру важно оживить персонаж чувствами, страстями, в том числе и своими. После просмотра первого сезона, кстати, многие близкие подруги сказали, что в этой роли очень много меня. Поэтому во второй части я тоже пыталась найти, разбудить в себе это желание власти!  (Смеётся.)

Сериал «Екатерина», 2014 год.
Сериал «Екатерина», 2014 год. Фото: Кадр из сериала

«Корона давит на сердце»

- Российский зритель в отличие от американского и европейского очень любит искать неточности в историческом кино, которое на Западе принято без претензий называть «костюмированные драмы». Как бы вы это объяснили?

- Говорят, что, по статистике, мы более читающая нация, чем остальные. Не знаю, кто уж эту статистику подсчитывал и насколько она достоверна, но это предположение тоже исключать нельзя. Кроме того, у нас повышенный интерес к истории в принципе, поскольку она богата. Там есть в чём покопаться.

ДОСЬЕ
Марина Александрова. Родилась в 1982 г. в г. Кишкунмайша (Венгрия). Окончила Театральное училище им. Щукина. Играла в театре «Современник». Снималась в фильмах «Азазель», «Высоцкий. Спасибо, что живой» и др. Заслуженная артистка России. Замужем, двое детей.
Вот этот культурный код и любовь к истории, пожалуй, и заставляют зрителей относиться более придирчиво к экранизации классики, к историческому кино. А ещё мы не умеем отпускать свои эмоции. Нам всё время хочется найти подковырку, хочется кого-то прижучить (смеётся). Но критиковать гораздо легче, чем хвалить. Кстати, Екатерина II как раз говорила о том, что хвалить надо громко, а ругать - тихо.

- Может, эти придирки связаны ещё и с тем, что мы не можем окончательно разобраться, как оценить своё прошлое?

- Верно. Но что ещё важнее - мы никак не можем научиться относиться к нему просто с уважением. Взять хотя бы советский период. Да, в нём было много и хорошего, и плохого. Но это не повод сносить памятники, менять названия улиц и бесконечно спорить до хрипоты, кто прав, кто виноват.
К тому же мы никак не определимся, монархическая мы страна, советская или какая-то иная. В этом наша проблема. Мы до сих пор находимся в каком-то переходном периоде. Но это нормально. Ещё не сменилось достаточно поколений, чтобы пришло понимание, куда мы идём, в какой стране хотим жить.

- Помимо Екатерины II у нас была целая плеяда женщин, руководивших государством, выступавших, по сути, и в роли военачальников. Вы выросли в семье военного. На основе личного и актёрского опыта можете подтвердить или опровергнуть, что нет женских и мужских профессий?

- (Задумывается.) Однажды о нелёгком бремени королевской власти Мария-Антуанетта сказала: «Если страной правит король, то корона давит на голову, а если королева - корона давит на сердце». Так или иначе, но Бог создал мужчину и женщину разными, с разными подходами к жизни. И порой женский подход более правильный, чем мужской. Но мужчинам это очень трудно принять (смеётся).

- Ради роли Екатерины вы поправились на 10 кг. Российским актрисам такой подход совершенно несвойственен. Не могли обойтись гримом, костюмами? Зачем такие жертвы?

- Затем, что этот персонаж подобных жертв стоил. Получить такую роль в свою фильмо­графию - настоящий подарок судьбы. Я долгое время прожила в Санкт-Петербурге и всегда ощущала значимость, ауру Екатерины в этом городе. Но, будучи маленькой девочкой, я даже представить не могла, что когда-то мне выпадет счастье воплотить этот образ на экране. Как говорил Шекспир: «Идеальный театр - это 12 актёров, из которых 9 - это мужчины». То есть ярких женских ролей в мировой драматургии в принципе немного. А тут мне достаётся мужская роль, но в женском обличье. Случай уникальный. Поэтому я не раздумывала над тем, нужно ли наедать килограммы для воплощения образа.

- У вас двое маленьких детей. Во время напряжённого съёмочного периода они были с вами?

- Так получилось, что во время съёмок первого сезона старшему сыну было два месяца, во время съёмок второго столько же было дочке. Поскольку в этом возрасте у малышей есть определённые физиологические потребности (я сейчас про кормление в первую очередь говорю), то я старалась, чтобы они находились рядом со съёмочной площадкой. Но вообще я хотела бы оградить их от всей этой кинематографической жизни.

- Почему?

- Потому что они должны искать свой путь, слушать своё сердце. Конечно, если в сознательном возрасте они захотят посмотреть, где и как я работаю, запрещать не стану. Возможно, даже пройдут какую-то актёрскую практику. Но я не уверена, что династия в профессии - это так уж хорошо. Дети продолжают дело родителей зачастую лишь потому, что другой жизни, других профессий близко не видели, не знали.

Сергей ГРАЧЁВ

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно