4036

Людмила Чурсина: «Равнодушие — оно хуже всего. Это подобно смерти»

"Аргументы и факты" в Беларуси № 24. Пора ли строить новый ковчег? 16/06/2020
Людмила Чурсина в сцене из спектакля Павла Тихомирова «Супруги Каренины» в Центральном Академическом театре Российской армии. 2018 г.
Людмила Чурсина в сцене из спектакля Павла Тихомирова «Супруги Каренины» в Центральном Академическом театре Российской армии. 2018 г. / Евгений Одиноков / РИА Новости

«Угрюм-река», «Журавушка», «Любовь Яровая», «Олеся», «Виринея» — перечислить все полюбившиеся народу фильмы, в которых сыграла Людмила Чурсина, невозможно. Народная артистка СССР, легенда Театра Российской армии Людмила Чурсина рассказала «АиФ», чем заняты её мысли сегодня.

«Они оставались людьми»

Ольга Шаблинская , «АиФ»: — Людмила Алексеевна, вы родились через месяц после начала войны. Как тяготы, пережитые ребёнком, повлияли на ваше мировоззрение?

Людмила Чурсина: — Детство было не очень ласковое, но оно сформировало характер. Во-первых, это ощущение необходимости дружбы. И, во-вторых, умение ценить каждую крошку хлеба.

В этом году мы отмечаем 75-летие Великой Победы. Я этот праздник всегда встречала на коленях в память всех, кто не вернулся, кто защитил страну, дал возможность нам жить. Будет ли когда-нибудь, спустя многие поколения, другое отношение к этому празднику? Ведь всё потихонечку стирается, занашивается. Думаю, что если мы будем эту эстафету благодарной памяти передавать детям, внукам, правнукам, то ещё хотя бы столетие об этом будут помнить.

Народная артистка РСФСР Людмила Чурсина.
Народная артистка РСФСР Людмила Чурсина. Фото: РИА Новости/ Юрий Иванов

— Ваше отношение к войне и Победе видно даже по вашей фильмографии.

— «На семи ветрах», «Весна на Одере»... В моей жизни было много военных фильмов. У меня, слава богу, отец пришёл с войны, хоть и с металлом внутри, поэтому я всегда расспрашивала его — как, что, чего. (Офицер Чурсин Алексей Фёдорович (1915–2006) воевал на Северо-Западном фронте, награждён орденами и медалями. — Ред.) Главное, что я поняла: несмотря на войну, всё равно люди оставались людьми — у них было горячее желание жить, любить, продолжать род и всё прочее. И потом, много литературы, много фильмов тогда было о Великой Отечественной, это тоже меня насыщало, напитывало.

В каждой моей роли в кино, а их более ста в общей сложности, я всегда должна была найти что-то интересное, что-то мне близкое, то, что захватывало и заставляло быть неравнодушной. Чтобы не только играть, но и чувствовать, вспоминать, ассоциации свои привлекать. Потому что мне всё пришлось испытать — и радость, и горе, и потери, и обретения. И, как правило, это всегда можно было привнести в своих героинь. Каждая роль — это целая внутренняя кухня.

— Может быть, именно благодаря подобному актёрскому подходу старое военное кино так берёт за душу? Когда в горле комок встаёт, а в глазах — слёзы. Современное так не трогает.

— Смотря какие фильмы. Если это картины Никиты Михалкова, Кончаловского — это одно. Если фильмы Лебедева — другое. Сегодня тоже разные картины снимаются.

А слёзы... Почему слёзы наворачиваются у чувствующего человека при просмотре хорошего кино? Потому что вы видите на экране какую-то близкую и очень узнаваемую — даже в совершенно других внешних обстоятельствах — ситуацию, которую проходили в жизни. И это не оставляет равнодушным. Если есть отклик, значит, у человека сердце ещё живое, чувствующее. Самое страшное — это равнодушие.

— Именно равнодушие хуже всего на свете для вас?

— Не только для меня, для всех. Равнодушие подобно смерти. Когда человеку всё равно — как говорит молодёжь, «всё до фени». Когда его не трогают события, которые происходят, рядом живущие люди, их радости, беды, несчастья, это очень плохое состояние. Очень!

— Сегодня много говорится о силе духа солдат-победителей. А вот про нынешнее молодое поколение женщины порой говорят: «Мужиков не осталось!»

— А что ещё скажешь, если сегодняшнее поколение мужчин в большинстве своём либо грубит, либо расслабляется до того, что перестаёт ими, мужчинами, быть? Хотя не все такие. Чем дальше от столицы, чем дальше от слишком благополучной жизни, тем мужчина растёт более мужчиной. Потому что мужчина понимает, что он должен быть отцом, мужем, хозяином.

«Тётя Люда — артистка»

— Многие из-за того, что почти два месяца были лишены возможности пойти погулять или навестить родственников, сегодня признаются, что у них депрессия, гложет одиночество. А вы какое «лекарство от хандры» нашли?

— Отдаю дань тем книгам, которые некогда было читать по жизни. Так много хорошей литературы! Я, например, сейчас выучила «Демона» лермонтовского, затем Анну Андреевну Ахматову. Литература очень поддерживает, только нырнуть туда нужно.

— А чем ещё, помимо литературы, заняты ваши будни?

— Вопрос очень сложный. Пытаюсь писать. Мой племянник, он с семьёй живёт под Петербургом, всё время говорил: «Тётя Люда, напишите про вашу жизнь». Надеюсь, что две мои внучки, когда вырастут, захотят что-то узнать обо мне. Вспомнить, что была тётка у них, тётя Люда — артистка. Поэтому я потихонечку стала делать заметки. Решила: буду излагать всё коротко. Краткость — сестра таланта в командировке. Благодаря воспоминаниям понимаешь, что ты прожил большую жизнь. Это так интересно — какие-то куски из-за времени уже засыпались песком, а я вдруг их разгребаю. Много было и драматичного, и интересного, и яркого, и серого. Поэтому могу поблагодарить Творца, судьбу, своих родителей за то, что они мне дали эту жизнь, что я в ней выдержала, и ещё, тьфу-тьфу, надеюсь пожить.

— В спектакле «Осенняя история» Театра Российской армии ваша героиня Амбра говорит: «Если бы вы знали, сколько я трачу на салоны красоты». Понятно, что женщине всегда хочется выглядеть привлекательно. Но, когда сидишь дома 24 часа, как-то падает тонус. Не станешь же наряжаться для похода на кухню. Что вы сейчас делаете, чтобы...

— Оставаться женщиной? (Смеётся.) Для этого уже нужно тяжёлую артиллерию привлекать. Оттого, что мало двигаюсь — у меня небольшая квартира, — поправилась. Меня это очень раздражает и одновременно развлекает. Иногда думаю: а как же влезу в театральные костюмы?

Вообще много разных мыслей возникает. В обычной жизни ты несёшься, несёшься... Обязанности, спектакли, репетиции, поездки... И вдруг раз — и только ты. И вот здесь выясняется, насколько ты способен в этой жизни не опустить руки.

 Людмила Чурсина в роли Амбры в сцене из спектакля «Осенняя история» в постановке Валентина Варецкого во время показа в Центральном академическом театре Российской Армии в Москве.
Людмила Чурсина в роли Амбры в сцене из спектакля «Осенняя история» в постановке Валентина Варецкого во время показа в Центральном академическом театре Российской Армии в Москве. Фото: РИА Новости/ Екатерина Чеснокова

— Знаете, каждый раз после нашего общения восхищаюсь вашей любовью к жизни.

— Когда доживаешь до моих лет, каждый день воспринимаешь как подарок. Как-то утром вышла — у меня недалеко от дома храм. Кончились свечки, хотела купить. К сожалению, он был закрыт. И вдруг подошла женщина, работающая в храме, стала открывать замок. Я её попросила, чтобы она мне купила свечи, отдала ей записочку о здравии своих близких, друзей. А в это время начался такой красивый колокольный перезвон, что я стояла и думала: вот это подарок! Понимаете, мы настолько невнимательны к тому, как жизнь нас радует, как учит, когда где-то мы спотыкаемся. Но мы же несёмся и ничего этого не замечаем. А сейчас самое время всмотреться в себя, в окружающих. Поэтому я вашим читателям желаю как можно раньше начать ценить каждое мгновение бытия.

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно