Народная артистка, лауреат Госпремии СССР Раиса Рязанова в кино всегда играла «женщин из народа»: Антонину в фильме «Москва слезам не верит», Катю в военной ленте «Фронт в тылу врага», Нину в драме «Инспектор ГАИ». И в реальной жизни Раиса Ивановна живёт, как и её киногероини. По мнению 80-летней актрисы, рецепт бодрости в уважаемом возрасте прост: не позволять себе раскисать и всё делать самой.
Без дублёра
Ольга Шаблинская, АиФ: Раиса Ивановна, вы снимаетесь в кино, играете в театре, выступаете на кинофестивалях. Как вам удаётся поддерживать такой ритм и иметь хорошую физическую форму?
Раиса Рязанова: Просто я не позволяю себе сказать: «Ой, я больше не могу». Я в одном спектакле не только зарядку провожу на сцене, но и делаю батман. Мне 80, помните?! (Встаёт и показывает сложное балетное движение, «удар» ногой назад. – Ред.) Всё время себя надо шевелить. Энергия аккумулирует энергию, застой увеличивает застой. Больше будете делать – больше будете успевать. Мозг тоже надо поддерживать в активном состоянии, чтобы в деменцию не свалиться. Я вот роли учу. А людям других профессий надо хотя бы кроссворды разгадывать. Когда человек выходит на пенсию, ему всегда хочется немножечко отдохнуть. Но нельзя отдыхать долго. Если сидеть в тоске и смотреть телевизор, к такому образу жизни быстро привыкаешь. А вот этого себе позволять нельзя.
– Как ещё себя «шевелите»?
– Я иду туда, где я нужна. Ещё недавно у меня было пять спектаклей – четыре антрепризы плюс постановка «Кукла для невесты» в Театре Табакова. «Куклу» мы играли 17 с половиной сезонов – сначала в подвале на улице Чаплыгина на 90 мест, а потом в большом театре на 450 мест, который построили для Олега Павловича на Сухаревской. И везде были аншлаги. Ну как я могла уйти, если зритель приходит и приходит все 17 лет?
Руководителям антрепризных проектов сказала: «Ребята, я иду к вам, но Театр Табакова не брошу. Вот вам график мой, смотрите, чтобы не было пересечений». График был бешеный. Самолёты, автобусы, машины… Садишься в поезд, ночь трясёшься тыдыдым-дыдым, утром приезжаешь, вечером – на спектакль. Следующая ночь опять дыдым – в другой город. Потом я начала немножечко уставать: не от спектаклей – от поездок.
Поэтому сейчас у меня только два спектакля – «Любовь и голуби» и «Незамужняя женщина». Продюсер говорит: «Раиса Ивановна, вас же любят! Я могу любого из четырёх исполнителей заменить – вас не могу». Поэтому у меня «двойника» нет. В общем, если я помру, тогда будет другая артистка. А пока дышу и хожу, буду играть.
«Мне ж надо ещё огурцы прополоть!»
– Что ещё вас тонизирует?
– У меня дача, на которой я всю жизнь пашу. Ручки-то поэтому у меня не очень (показывает свои руки).
Газон кошу с перерывами – косилка тяжёлая, зараза такая! От усталости массажем спасаюсь – и опять на дачу. Там сныть мне уже по колено. И пока я её тут выверну, она там уже выросла новая. Переделаю кучу дел. Потом думаю – что ж я?! Мне ж надо ещё огурцы прополоть! В теплицу прихожу – там помидорчики выросли. И так без конца.
– Почему вы не нанимаете помощников по хозяйству, чтобы жизнь себе облегчить?
– Я однажды наняла – сделала большую глупость. Пришёл человек: «Хозяйка, давай поможем». – «Давай. Мне надо выкорчевать корни дикого винограда, который растёт до небес». – «Сделаем запросто!» Он привёл ещё четверых. Сам лёг на лавку, около него присел один, в ногах другой стоит. Оставшиеся два работника сели на корточки у корней моего винограда и чего-то там копали. Потом расплата. Я отдаю сумму, о которой договорились, а мужик говорит: «Ну добавь ещё, вон ребят сколь». Заплатила, что ж делать. А потом обнаружила, что они выкопали просто отростки с поверхности. А корни с руку толщиной остались в земле. И я их сама выковыривала. После этого я приглашу кого-нибудь?!
«Я была нужна, когда родился внук»
– Так интересно – другие актрисы рассказывают, что ходят на массаж, чтобы хорошо выглядеть. А вы – чтобы после дачи восстанавливаться.
– Я никогда не стремилась выглядеть моложе своих лет. Все эти губы надутые и лица натянутые – ну это же смешно. Бабушек тоже надо кому-то играть. Я, например, снималась у Саши Галибина в картине «Маруся фореvа!» – вроде детская картина, но с глубоким смыслом. Я и в жизни часто слышу на улице: «Тётенька, вы похожи на мою бабушку!» Я спрашиваю: «Чем же?» – «Моя бабушка такая же добрая, как вы». А детей-то не обманешь!
– А если мы говорим о людях обычных профессий, у которых при этом нет дачи, что им поможет быть в тонусе?
– Надо быть нужной семье. Если ты бабушка ходячая, в силу своего здоровья помогай! А взрослым детям я бы посоветовала говорить своим пожилым мамам и папам: «Без тебя не обойтись ну никак. Не дай бог помрёшь, что мы будем без тебя делать». Чтобы они чувствовали себя нужными.
Я была нужна, когда родился внук. Нянчилась, пока он маленький был. А когда Андрюшка в сад пошёл, с пятницы до понедельника его забирала, чтобы выходные он был у меня. Ну и чтобы сыну с невесткой дать отдохнуть, сходить куда-нибудь.
– Вы обмолвились про сына. Я знаю, что Данила умер от оторвавшегося тромба пять лет назад. Лишившись единственного ребёнка, в чём искали утешения?
– Бесполезно его искать. На протяжении всего этого времени я ни разу не заснула, чтобы не заплакать. Каждый день о нём думаю. Мне говорят: «Ты себя мучаешь». А как эти мысли убрать? Как?! Для меня он живой… Памятник поставила ему, друзья его пришли. Сели на бордюрчик, выпили. Сигаретку ему оставили, стаканчик с хлебушком. Я положила чёрный, сын такой любит. Анекдоты потравили. Всё житейское. Я благодарна Данькиным друзьям, коллегам по театру, они меня навещают, мы общаемся и его вспоминаем. Так и живу.
– Ваш внук Андрей Перов тоже стал актёром. Вы повлияли на его выбор?
– Расскажу смешную историю. Я, когда Андрюшку в детстве к себе забирала, говорила ему: «Будем делать всё что хочешь». – «Прям всё-всё можно, бабуль? Тогда пойдём сейчас погуляем». На часах – 10 вечера. «А пойдём». У него глазки на лоб: в 10 его обычно спать укладывают. Вышли на прогулку. «Бабуля, а за нами идёт мужик. Ты не боишься?» – «Да нет». Идём дальше. «Бабушка, он на нашу сторону переходит». Мужчина оказался поклонником моей героини Тоси, сказал нам: «Я обожаю фильм «Москва слезам не верит». Извините, пожалуйста, можно автограф?» Потом внук спрашивает: «Бабуль, а автограф – это что?» – «Ну, я написала свою фамилию на листочке». – «А зачем?» Я начала ему объяснять, кто такие актёры, за что их зрители любят и почему хотят автограф себе на память. Андрей задумался. В итоге, когда вырос, поступил в театральный институт. Так что бабушки действительно очень нужны.

Удачная карьера. Чем знаменит актер Роберт Редфорд
Эра блондинок. Почему Милен Демонжо была близка советским зрителям
Что делает второй режиссер?
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть