Николай Караченцов ушел из жизни пять лет назад, 26 октября 2018 года. Но к этому моменту если он и появлялся на телеэкране, то немощным, беспомощным. Образ блестящего актера, харизматичного мачо потихоньку стирался из памяти его поклонников. Звезда советского кино, кумир театральной публики закончил свои дни больным и слабеющим. На глазах той самой публики, завоевывать которую он умел одним взглядом, одним движением.
Но достаточно найти в Сети любой его фильм, любое интервью до той злополучной аварии 2005 года, чтобы вновь увидеть его настоящего. Живого, сильного, очень умного и скромного человека.
«Биография в полстранички»
Сам Николай Петрович о своем творческом пути рассказывал как-то невероятно просто. «Моя биография укладывается в полстранички, — говорил он в одном из интервью. — После школы поступил в театральный институт, который назывался школа-студия при МХАТ им. Горького. Закончил с красным дипломом и сразу попал в мой родной театр "Ленком", в котором и служу по настоящее время».
Николай родился в 1944 году в Москве. Его отец, Петр Караченцов, к тому моменту уже известный художник, автор агитационных плакатов, отказался от положенной брони и ушел на фронт добровольцем. Участвовал в Сталинградской битве, а на Курской дуге получил серьезное ранение и был отправлен в тыл.
Мама — Янина Брунак — работала балетмейстером. И юный Коля, талантливый и артистичный, мечтал о балете. Но в семье слово его матери Янины Евгеньевны было законом, а она не видела у мальчика балетного будущего. Сильные и непримиримые характеры родителей привели к тому, что семья распалась. Впрочем, с отцом Николай продолжал общаться вплоть до его ухода в 1998 году.
Вечно занятая мать (Янина Евгеньевна, помимо Большого театра, много работала за рубежом — в Сирии, Монголии, Великобритании) времени на сына не находила, и одно время мальчик даже обучался в школе-интернате. Но на отношениях Николая с матерью это не отразилось. Караченцов всегда прислушивался к ее мнению даже в личных вопросах. Но в артисты все же пошел, хотя Янина Евгеньевна была резко против, считая, что мужчина и актерство несовместимы.
Окончив школу, Николай поступил в школу-студию МХАТ. По воспоминаниям однокурсников, он выделялся талантом, но при этом казался несуразным, вечно голодным. «Он постоянно покупал мороженое, — вспоминала его однокурсница. — Оно стоило дешево, и он брал две-три порции. Понимаешь, говорил, очень есть хочется».
Тиль и Резанов
Караченцов попал в «Ленком» и посвятил этому театру всю жизнь. Но вот звездой стал далеко не сразу. К приходу на пост художественного руководителя театра Марка Захарова у актера уже было несколько работ на сцене, его приглашали на небольшие роли в кино. Но по-настоящему знаменитым Караченцов стал именно при Захарове. Сейчас такое трудно представить, но в 1970-е в Москве можно было проснуться знаменитым после театральной постановки! Именно так и произошло с Николаем Петровичем. В 1974 году он сыграл главную роль в пьесе Григория Горина по знаменитой книге Шарля Костера «Тиль». И оказалось, что именно такого актера стране и не хватало.
Годом позже, в 1975-м, на экраны вышел фильм Виталия Мельникова по пьесе Александра Вампилова «Старший сын», где Караченцов сыграл вместе с молодым Михаилом Боярским. И на актера обрушилась всесоюзная слава. Его буквально рвали на части, он играл в «Ленкоме» и постоянно снимался. Причем диапазон ролей у Караченцова бы фантастический. От смешного и недалекого маркиза в «Собаке на сене» до хитрого Джефферсона Питерса в «Тресте, который лопнул», от суперменистого Урри в «Приключениях Электроника» до лейтенанта Орлова из военной драмы «Батальоны просят огня». Десятки фильмов, один успешнее другого, и слава одного из лучших актеров страны. «Талант, харизма и виртуозная пластичность, буквально пластика гепарда», — говорили про актера коллеги.
А на фоне киношных побед — ещё и настоящий триумф на сцене. Много ли есть спектаклей, которые выдерживали несколько десятилетий? Нет, конечно. А из них лишь в единицах есть актер, который навсегда будет ассоциироваться с этой ролью. Таким спектаклем для Караченцова стала рок-опера Алексея Рыбникова в постановке Марка Захарова «Юнона и Авось». А роль графа Резанова — главной в жизни актера.
Артист специально для этой постановки профессионально занимался вокалом, и сейчас его исполнение великого романса «Я тебя никогда не забуду!» стало классикой и для меломанов.
Сам Николай Петрович всегда говорил, что талантливых актеров много, но кому-то везет больше. И был уверен, что ему повезло и с преподавателями, и с режиссерами, и с ролями. При этом к своему творчеству подходил критически.
«Возможно, 80 процентов того, что я натворил, это брак, — рассуждал актер, — но все это ради тех 20 процентов, которые получились».
Один брак и слухи о романах
В сухих биографических сводках на личном фронте у Караченцова все просто. Один брак — с актрисой Людмилой Поргиной, один сын — Андрей. Внук и две внучки.
Но это же Караченцов! Актер номер один и безусловный секс-символ! Рассказывают, что у служебного входа «Ленкома» в ожидании своих кумиров постоянно дежурили две враждующие фанатские группировки прекрасных дам: «караченцовские» и «абдуловские». Неужели не было интриг, романов, любовниц? Даже если не было в реальности, их бы придумали.
Рассказывают, что на личную жизнь артиста оказывала большое влияние его мама Янина Евгеньевна. Она одну за другой заворачивала девушек, с которыми Николай пытался строить отношения. А отношения эти были довольно серьезными.
В «Ленкоме» Караченцов играл со Светланой Савеловой («Прощайте, голуби!», «Семь стариков и одна девушка»). Красавицу актрису режиссеры заметили в Крыму, когда она работала продавщицей. Девушка блистала в кино и на сцене, но для мамы Караченцова она так и осталась «какой-то продавщицей». Молодые люди расстались. У Николая закрутился роман с Людмилой Поргиной, тоже коллегой по театру. А вот у Светланы началась черная полоса и в личной жизни, и в карьере. В 1999 году она умерла в одиночестве.
Караченцов и Поргина жили не расписываясь, а в 1975 году сыграли свадьбу. Невеста сумела поставить будущую свекровь на место, пригрозив, что иначе сына ей не видать. В 1978 году у пары родился сын Андрей.
Если семейную жизнь и отравляли слухи о романах актера, то на свет эти ссоры не выходили. Караченцову приписывали много романов, в том числе и с Ольгой Кабо, и с певицей Азизой. Но говорить об этом вслух стали уже после того, как в результате аварии актер не имел возможности комментировать эти откровения.
О своих близких отношениях с Караченцовым рассказывала певица Наталья Лапина. О том, что 23 года находилась с ним в тайной связи, говорила балерина Елена Дмитриева. Были и другие дамы, якобы имевшие связь с артистом. Людмила Поргина все эти признания называла бредом, уверяя, что муж всегда был ей верен.
«Господь Бог не любит предсказаний»
Был ли Караченцов героем-любовником? Ясно одно, он был человеком с темпераментом. Взрывным и неспокойным. В феврале 2005 года он со свойственной ему неудержимостью мчался с огромной скоростью по Мичуринскому проспекту к жене, которая сообщила ему о смерти своей матери. Эта гонка окончилась катастрофой. Караченцов остался инвалидом, в этом состоянии он прожил последние годы. Людмила Поргина постоянно выводила его в свет, но, увы, до конца дней любимый актер оставался лишь своей собственной тенью.
Он считал себя суеверным человеком, у него было множество своих, актерских, примет.
«Очень боюсь узнать, что со мной будет впереди, — признался Николай Петрович в одном из интервью незадолго до аварии. — Господь Бог не любит предсказаний, я знаю. Больше всего я боюсь нездоровья, немощи, боюсь не успеть сыграть то, что хочу сыграть». И всегда опасался, что за дарованную ему славу неизбежно придет страшная расплата — таков закон равновесия. Знакомые Николая Петровича вспоминали позже, что буквально перед трагедией он вдруг сказал совершенно несвойственные ему слова: «Я так устал…» А великая Инна Чурикова обмолвилась позже: «Он жил в бешеном ритме. Теперь я понимаю, почему… Видимо, Господь говорил ему: «Давай, давай!» Наверное, предвидел…»
Памяти Николая Караченцова
Памяти Николая Караченцова
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть