1346

«Александра, Александра...». Счастье Натальи Вавиловой строилось не сразу

"Аргументы и факты" в Беларуси № 50. Каждый день в радость 12/12/2023
В очаровательную девушку с огромными глазами были влюблены все советские юноши.
В очаровательную девушку с огромными глазами были влюблены все советские юноши. Public domain

Актрису Наталью Вавилову - ту самую Александру из оскароносной картины «Москва слезам не верит» - любила вся страна. Она воплощала собой сказку о Золушке: неожиданный успех, любовь, обожание публики… Но в жизни ей пришлось преодолеть настоящие испытания на пути к счастью.

«Тяжелая артиллерия»

«А чего это вы в темноте сидите?» - спрашивает Александра, дочь Катерины из легендарной ленты Владимира Меньшова, и моментально становится любимицей всего СССР. Советские юноши были влюблены в ее киногероиню, и именно ей посвящена песня Сергея Никитина «Александра», которую бард написал специально для фильма.

А ведь Вавилова могла и не появиться в кадре - изначально ей была уготована совсем другая судьба. Но вмешался случай, а потом Владимир Меньшов, а потом Алексей Баталов. А затем - снова случай, который перечеркнул карьеру Вавиловой и надежду на большую семью. Впрочем, она все-таки сумела стать и известной артисткой, и счастливой женой - ведь и Москва не сразу строилась. Но обо всем по порядку.

Культовый фильм Меньшова не был для 15-летней Натальи дебютным. Она уже успела сняться в пяти лентах, в том числе в «Розыгрыше» того же режиссера. Причем в главной роли, после которой дорога в кино ей была открыта в прямом смысле: Вавилова даже жила рядом с «Мосфильмом». Однако родители (девочка росла в семье дипломата) были категорически против ее артистической карьеры: они запрещали дочери даже близко приближаться к киностудии, не разрешали подходить к телефону.

Однако Меньшов, готовясь снимать картину «Москва слезам не верит», не видел в роли Александры никого, кроме Наташи. И вызвал «тяжелую артиллерию» в виде Алексея Баталова: «он же Гога, он же Гоша, он же Жора» собственной персоной явился к юной актрисе домой. Родители оторопели, когда увидели на пороге звезду советского кино, быстро сменили гнев на милость и отпустили дочь на съемки.

Конец спорам

Фильм вышел на экраны в 1979 году, полюбился миллионам зрителей и получил «Оскар». Теперь уже родители не спорили с Наташей, стремившейся в мир кино. Вавилова окончила ВГИК и параллельно с учебой активно снималась - в фильмах «Молодость», «Половодье», «Шофер на один рейс», «Нас венчали не в церкви», «Ученик лекаря» и других.

Казалось, ее карьера находилась на взлете, к тому же она была счастливо замужем. Что интересно, Владимир Меньшов и в этом сугубо личном эпизоде жизни актрисы сыграл важную роль.

На премьеру «Москвы…» он пригласил режиссера-однокурсника Самвела Гаспарова из Тбилиси. А тот, увидев Наталью, влюбился без памяти и понял, что уйти без нее уже не сможет. Несмотря то что режиссер был старше на 21 год, Вавилова вышла за него замуж - и ни разу за 40 лет не пожалела.

Общих детей у супругов не было, зато Наталья очень подружилась с дочерью Самвела от его первого брака Ниной, а позже - с его внуками Серго и Кетино.

Они поддерживали друг друга в карьере и в жизни, мечтали о большой семье и почти не расставались. Вот только на съемки Наталью приглашали все реже, поэтому работу в фильме «Николай Подвойский» она восприняла с огромной радостью.

Кризис веры

Актрисе тогда было 27 лет, в картине она должна была сыграть жену революционера, и для этого ей предстояло освоить верховую езду. Два месяца Вавилова занималась в конноспортивном клубе. В седле она смотрелась уверенно и красиво, но однажды на ипподроме ей по ошибке вывели лошадь с больной спиной. Почувствовав всадницу, животное встало на дыбы и сбросило ее - Наталья получила нешуточную травму позвоночника.

Режиссер Юрий Борецкий умолял Вавилову не рассказывать никому о происшествии. Он заверил, что будет ждать ее из больницы сколько потребуется - хоть год или два. Однако нарушил обещание: совсем скоро Наталья узнала, что роль отдали другой актрисе. Это сильно пошатнуло ее веру в человеческую порядочность, а заодно и страсть к кинематографу.

Также ходили слухи, что во время трагедии Наталья потеряла долгожданного первенца, а забеременеть снова не смогла. Любящий Самвел на руках забрал жену из больницы и увез за границу - лишь это помогло Наталье победить депрессию.

Муж вытащил Вавилову из тяжелой депрессии после травмы.
Муж вытащил Вавилову из тяжелой депрессии после травмы. Фото: Public domain

Без ток-шоу

В конце 80-х Гаспаров приступил к съемкам фильма «Стервятники на дорогах» - он специально задумал эту картину, чтобы дать жене одну из главных ролей. Изначально режиссер планировал снять две части ленты, но финансирование свернули, поэтому вышла лишь первая часть. Последней работой Вавиловой стала драматическая картина «Дело Сухово-Кобылина» (1991), после этого актриса решила покончить с киноискусством навсегда.

Потом развалился СССР, вместе с ним - кинематограф, и предложения съемок окончательно прекратились. Супруги поселились за городом и разбили сад. Жили они тихо и уединенно, не давали интервью и не участвовали в скандальных ток-шоу.

В последние годы Гаспаров тяжело болел, и Наталья преданно ухаживала за мужем, стараясь продлить его жизнь. Однако эпидемия коронавируса в 2020 году оказалась для режиссера роковой - он умер в 81 год.

После его смерти Наталья Дмитриевна по-прежнему редко бывает на публике. Но зрители ее не забыли - ведь ленту «Москва слезам не верит» по-прежнему часто показывают по телевизору, и всякий раз поклонники ждут появления на экране очаровательной Александры в исполнении Вавиловой.

Секрет успеха

Более 40 лет назад по телевидению впервые показали культовую картину «Москва слезам не верит». В премьерном 1979 году в кинотеатрах СССР ее посмотрели около 90 миллионов зрителей - это второе место за всю историю отечественного проката после «Пиратов ХХ века».

Невзирая на признание и любовь публики, которая, кстати, и по сей день не угасает, отзывы советских критиков о фильме были на удивление холодными: его называли упаднической по духу дешевой мелодрамой.

После такого разгрома ленту и вовсе могли отправить «на полку», но ее неожиданно для всех спас Леонид Брежнев. После просмотра картины в частном порядке генсек пришел в полный восторг от увиденного: ему пришлась по душе история обычной провинциалки, которая благодаря упорству и труду добилась высокого положения в обществе.

Его мнение разделяли и за рубежом - ленту «Москва слезам не верит» выкупили для проката в более чем ста государствах. Поговаривают, что президент США Рональд Рейган пересмотрел фильм восемь раз, после чего изменил свое мнение о СССР и даже перестал называть его «империей зла».

В 1981 году картину выдвинули на престижную премию «Оскар». К удивлению многих, она одержала победу в номинации «Лучший фильм на иностранном языке», потеснив работы таких маститых мэтров, как Акира Куросава и Франсуа Трюффо.

Все дело в том, что западной публике в фильме понравилась даже не история любви, а история женщины, которая «создала себя сама», обойдя все преграды, сумев построить собственную жизнь и найти личное счастье.

Идеал self-made (с агл. «селф-мейд» - «самодельный», люди, которые создали себя сами и без посторонней помощи поднялись из социальных низов на высокую карьерную ступень) в 80-е годы в США как раз набирал популярность, поэтому американцы высоко оценили фильм.

Такой успех во всем мире заставил и отечественное кинематографическое руководство пересмотреть отношение к ленте - на родине ей дали Государственную премию.

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно