Александра Фатюшина - того самого хоккеиста Гурина из фильма «Москва слезам не верит» - называли «советским Марлоном Брандо». Такое прозвище появилось у него с легкой руки Андрея Гончарова - главрежа театра имени Маяковского, где актер служил больше четверти века. И хотя личная жизнь Фатюшина не была столь же бурной, как у голливудской звезды, он всегда влюблялся по-настоящему.
Есть и еще один момент: в отличие от Брандо, Фатюшин не мог похвастаться россыпью громких ролей - его приглашали в основном в эпизоды.
Александр заинтересовал режиссеров, дебютировав в картинах «Осень» и «Три дня в Москве» в 1974-м. Через пару лет он сыграл сержанта Карпенко в «Весеннем призыве», за что удостоился премии Рижского фестиваля. Среди других лент с участием актера - «Гарантирую жизнь», «Ты помнишь», «Россия молодая», «Одиночное плавание», «Кодекс молчания» и прочие, где он сыграл в основном второстепенных персонажей. Всего в его фильмографии около 60 работ.
И все-таки в жизни Фатюшина был главный эпизод - в культовой мелодраме Владимира Меньшова «Москва слезам не верит» 1979 года, где он исполнил роль талантливого хоккеиста Сергея Гурина. Кстати, в изначальном варианте сцен с его участием было гораздо больше, но отснятый материал по требованию чиновников от кинематографа не вошел в окончательную версию. Так, целиком выпала вся история счастливой семейной жизни Людмилы и Гурина, было вырезано множество удачных шуток.
Тем не менее даже в урезанном варианте роль в фильме принесла Фатюшину всесоюзную славу, а зрители брали у него автографы, словно у настоящего члена хоккейной сборной. К слову, сам актер был дружен со многими известными футболистами, которые окрестили его своим талисманом: когда Александра приглашали на матч, команда никогда не проигрывала.
Многие считают, что в фильме «Москва слезам не верит» Фатюшин сыграл самого себя - человека, который не смог добиться должного успеха из-за склонности к вредным привычкам. Действительно, в его с Гуриным характерах было много общего, но в личной жизни актеру, в отличие от его героя, повезло гораздо больше.
«Запасной аэродром»
На протяжении пятнадцати лет Александр Константинович был влюблен в свою коллегу по Театру имени Маяковского Ирину Калиновскую. Оба перешли в труппу в 1973 году: Фатюшин - сразу после окончания ГИТИСа, Калиновская - из Театра имени Моссовета. Он был свободен, она же состояла в браке с театральным педагогом Леонидом Калиновским.
Фатюшин очень красиво ухаживал за любимой, надеясь заставить ее уйти от мужа. Он был способен, посадив Ирину в поезд, тут же отправиться в аэропорт, чтобы встретить ее уже в другом городе и вручить шикарный букет.
Но актриса никак не решалась оставить супруга, и Александр Константинович раз за разом утешался проверенным способом - с помощью спиртного. Это сыграло с ним злую шутку: Ирина в конце концов сделала выбор в пользу мужа - как раз по причине слишком частого принятия любовником «успокоительного».
Еще одна женщина в жизни Фатюшина - известная актриса Наталья Гундарева, с которой его связывала не только работа. На театральной сцене, а иногда и на съемочной площадке они играли роли влюбленных или супругов, а в жизни были очень близки по духу. Наталья Георгиевна даже взялась опекать коллегу: она трогательно заботилась о нем в антрактах, ласково называла Шушей и даже была знакома с матерью Фатюшина.
Возможно, именно поэтому Александр Константинович истолковывал внимание Гундаревой как дружеское участие. Он и сам всегда бросался на помощь коллеге по первому зову. Но, как утверждали знакомые, актриса воспринимала их отношения иначе - якобы Фатюшин был для нее своеобразным «запасным аэродромом» в личной жизни.
Говорили, что именно по этой причине Гундарева не хотела идти на свадьбу друга с актрисой Еленой Мольченко и согласилась только после уговоров коллег. В качестве свадебного тоста молодым прима произнесла только: «Надеюсь, Шурка нас не подведет». Что она имела в виду - никто толком не понял, но с того дня Наталья Георгиевна стала избегать и Фатюшина, и его жену.
Без богатств
Сама Елена Мольченко рассказывала, что почти сразу после расставания с Калиновской Фатюшин обратил внимание на нее. Мольченко, в отличие от прежней возлюбленной актера, была не замужем, хотя и не свободна: у нее был роман с актером Анатолием Лобоцким. Тот, однако, не спешил под венец с Еленой - напротив, все в том же Театре Маяковского он начал оказывать явные знаки внимания Гундаревой. Так что, возможно, именно из-за любвеобильности Лобоцкого актриса и питала неприязнь к Мольченко.
Когда Елена поняла, что Анатолий не слишком подходит для создания семьи, она обратила свой взор на Фатюшина, который уже давно за ней ухаживал и даже сделал предложение руки и сердца.
Когда Мольченко его приняла, многие обвинили ее в корыстолюбии: Александр Константинович был уже заслуженным артистом, лауреатом Госпремии. Но при этом никто не догадывался, что особых богатств у Фатюшина не имелось - он жил в однокомнатной квартире, не хранил никаких сбережений и не умел просить ни за себя, ни за свою супругу. Зато злоупотреблял спиртным, часто болел и был очень ревнив. Мольченко же по-настоящему любила мужа и в свою очередь стала главной женщиной в его жизни.
Судьба отмерила им всего 17 лет счастья. Незадолго до смерти Фатюшин перенес пневмонию, которая дала осложнение на сердце, переживал, что жену уволили из театра... А 6 апреля 2003 года проиграл его любимый «Спартак» - слишком много волнений на одно больное сердце. Резко вскочив с дивана, Фатюшин вдруг упал навзничь. Врачи констатировали инфаркт, но сделать уже ничего не могли. Актер скончался в 64 года.
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть