Напомним, что 115 лет назад, летом 1897 г., был выдан британский патент № 12039. Официальная формулировка звучала так: «Усовершенствование в передаче электрических импульсов и сигналов в передающем аппарате». Получатель патента -Гульельмо Маркони. На Западе считается, что этим документом была открыта эпоха радиовещания. А Маркони с тех пор слывёт «отцом радио».
На самом деле «изобретение» Маркони представляло собой всего-навсего компиляцию. В качестве передатчика ему служил частотный вибратор Генриха Герца, в качестве приёмника - аппарат Александра Попова. Последний, кстати, осуществил первую в мире радиопередачу почти за два года до Маркони! Однако вся честь досталась не тому, кто изобрёл и внедрил, а тому, кто успел застолбить за собой завидное первенство.
«Надул мячь»
Считается, что воздушный шар изобрели братья Монгольфье, а первыми воздухоплавателями стали Пилатр де Розье и маркиз д’Арланд, поднявшиеся в воздух 21 ноября 1783 г. Место полёта - Париж, наблюдает за действием сам король Людовик XVI. Маркиз д’Арланд специально ходатайствует перед королём о том, чтобы первыми поднялись в воздух представители благородного сословия. В общем, место в истории обеспечено.
А вот что произошло за 52 года до французского полёта в наших широтах: «1731 года в Рязане при воеводе подьячий нерехтец Крякутной фурвин сделал мячь большой, надул дымом поганым и вонючим, от него зделал петлю, сел в неё, и нечистая сила подняла его выше берёзы и после ударила его о колокольню, но он уцепился за верёвку, чем звонят, и остался жив, его выгнали из города, он ушёл в Москву, а хотели закопать живого в землю или зжечь». Правда, после анализа документа в отделе рукописей библиотеки Академии наук СССР выяснилось, что вместо «нерехтец» следует читать «немец», вместо «Крякутной» - «крещёный», а вместо «фурвин» - «Фурцель». Но факта полёта это не отменяет - местный немец поднялся в воздух раньше прочих.
Кино по-нашему
О том, что произошло в Париже, на бульваре Капуцинок, 28 декабря 1895 г., известно всем. Первый платный киносеанс, демонстрирующий изобретение братьев Люмьер, первый фильм о прибытии поезда, начало эры кинематографа...
Однако мало кто вспоминает харьковского уроженца Иосифа Тимченко, который разработал «скачковый аппарат, позволяющий прерывисто менять кадры в стробоскопе». А попросту -изобрёл киноаппарат. Причём на два года раньше, чем Огюст и Луи Люмьеры. Первые кинокартины тоже были сняты у нас - ещё в 1893 г. на Одесском ипподроме. Продемон стрировал их Иосиф Андреевич официально 9 января 1894 г. на 6-м заседании секции физики IX съезда российских природоведов и врачей в Москве, о чём и был составлен протокол. Фильмы назывались «Скачущие всадники» и «Копьеметатель». Врачи и природоведы вынесли Тимченко благодарность, о его изобретении забыли, а патентом он не озаботился.
И совершенно зря - владельцы международной сети фотомагазинов Люмьеры очень скоро задавили своим авторитетом и своей продукцией всю планету.
Свет с Востока
«Я установлю в поместье электрические фонари Эдисона и Свана по тысяче свечей каждый!» - хвалился Генри Баскервиль из книги Конан Дойла об одноимённой собаке. Простим сэру Артуру его неосведомлённость в вопросах электротехники. Да, запатентовал их Эдисон ещё в 1879 г. А разработали и внедрили - в России. И честь этого изобретения принадлежит Александру Лодыгину. Именно его электрические лампы накаливания освещали петербургский район Пески за 6 лет до «открытия» Эдисона. А впоследствии Лодыгин применил в лампах нити из вольфрама и молибдена, закрученные в спиральку. Он всё-таки получил патент на своё изобретение. И даже довольно успешно продал его американской компании General Electric. Но привычка отказывать нашим в их приоритете оказалась сильнее, и словосочетание «лампа Эдисона» гораздо привычнее даже для нас. Бессилие пара
За разными единицами измерения порой стоят конкретные имена. Например, измерение мощности - ватт. «Прародитель» единицы - Джеймс Уатт. Фамилию его увековечили за то, что он «изобрёл универсальную паровую машину», патент на которую был им получен в 1769 г. Правда, кое-как собрать и запустить её он смог только в 1776 г.
К тому времени первая в мире реально работавшая паровая машина Ивана Ползунова стояла без дела уже целое десятилетие. Наш изобретатель начал строить её ещё в 1763 г. К 1766 г. она была готова и прошла испытания. Более того, 7 августа того же года ползуновский аппарат был сдан в эксплуатацию. Правда, изобретатель скончался ещё 27 мая от скоротечной чахотки. Но машина исправно работала целых три месяца. За первый она полностью покрыла все расходы на собственное производство, а за остальное время дала чистую прибыль в 12 тыс. руб.! Вот как отозвался о ней шведский минералог Эрик Лаксман: «Иван Ползунов - муж, делающий истинную честь своему народу. Он строит теперь огненную машину. Какое преимущество перед европейскими державами!
Здесь теперь смогут искусно строить заводы на горах и даже в шахтах!» Через 16 лет машину Ползунова разобрали и сожгли...
Константин КУДРЯШОВ
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть