Напомним, что 115 лет назад, летом 1897 г., был выдан британский патент № 12039. Официальная формулировка звучала так: «Усовершенствование в передаче электрических импульсов и сигналов в передающем аппарате». Получатель патента -Гульельмо Маркони. На Западе считается, что этим документом была открыта эпоха радиовещания. А Маркони с тех пор слывёт «отцом радио».
На самом деле «изобретение» Маркони представляло собой всего-навсего компиляцию. В качестве передатчика ему служил частотный вибратор Генриха Герца, в качестве приёмника - аппарат Александра Попова. Последний, кстати, осуществил первую в мире радиопередачу почти за два года до Маркони! Однако вся честь досталась не тому, кто изобрёл и внедрил, а тому, кто успел застолбить за собой завидное первенство.
«Надул мячь»
Считается, что воздушный шар изобрели братья Монгольфье, а первыми воздухоплавателями стали Пилатр де Розье и маркиз д’Арланд, поднявшиеся в воздух 21 ноября 1783 г. Место полёта - Париж, наблюдает за действием сам король Людовик XVI. Маркиз д’Арланд специально ходатайствует перед королём о том, чтобы первыми поднялись в воздух представители благородного сословия. В общем, место в истории обеспечено.
А вот что произошло за 52 года до французского полёта в наших широтах: «1731 года в Рязане при воеводе подьячий нерехтец Крякутной фурвин сделал мячь большой, надул дымом поганым и вонючим, от него зделал петлю, сел в неё, и нечистая сила подняла его выше берёзы и после ударила его о колокольню, но он уцепился за верёвку, чем звонят, и остался жив, его выгнали из города, он ушёл в Москву, а хотели закопать живого в землю или зжечь». Правда, после анализа документа в отделе рукописей библиотеки Академии наук СССР выяснилось, что вместо «нерехтец» следует читать «немец», вместо «Крякутной» - «крещёный», а вместо «фурвин» - «Фурцель». Но факта полёта это не отменяет - местный немец поднялся в воздух раньше прочих.
Кино по-нашему
О том, что произошло в Париже, на бульваре Капуцинок, 28 декабря 1895 г., известно всем. Первый платный киносеанс, демонстрирующий изобретение братьев Люмьер, первый фильм о прибытии поезда, начало эры кинематографа...
Однако мало кто вспоминает харьковского уроженца Иосифа Тимченко, который разработал «скачковый аппарат, позволяющий прерывисто менять кадры в стробоскопе». А попросту -изобрёл киноаппарат. Причём на два года раньше, чем Огюст и Луи Люмьеры. Первые кинокартины тоже были сняты у нас - ещё в 1893 г. на Одесском ипподроме. Продемон стрировал их Иосиф Андреевич официально 9 января 1894 г. на 6-м заседании секции физики IX съезда российских природоведов и врачей в Москве, о чём и был составлен протокол. Фильмы назывались «Скачущие всадники» и «Копьеметатель». Врачи и природоведы вынесли Тимченко благодарность, о его изобретении забыли, а патентом он не озаботился.
И совершенно зря - владельцы международной сети фотомагазинов Люмьеры очень скоро задавили своим авторитетом и своей продукцией всю планету.
Свет с Востока
«Я установлю в поместье электрические фонари Эдисона и Свана по тысяче свечей каждый!» - хвалился Генри Баскервиль из книги Конан Дойла об одноимённой собаке. Простим сэру Артуру его неосведомлённость в вопросах электротехники. Да, запатентовал их Эдисон ещё в 1879 г. А разработали и внедрили - в России. И честь этого изобретения принадлежит Александру Лодыгину. Именно его электрические лампы накаливания освещали петербургский район Пески за 6 лет до «открытия» Эдисона. А впоследствии Лодыгин применил в лампах нити из вольфрама и молибдена, закрученные в спиральку. Он всё-таки получил патент на своё изобретение. И даже довольно успешно продал его американской компании General Electric. Но привычка отказывать нашим в их приоритете оказалась сильнее, и словосочетание «лампа Эдисона» гораздо привычнее даже для нас. Бессилие пара
За разными единицами измерения порой стоят конкретные имена. Например, измерение мощности - ватт. «Прародитель» единицы - Джеймс Уатт. Фамилию его увековечили за то, что он «изобрёл универсальную паровую машину», патент на которую был им получен в 1769 г. Правда, кое-как собрать и запустить её он смог только в 1776 г.
К тому времени первая в мире реально работавшая паровая машина Ивана Ползунова стояла без дела уже целое десятилетие. Наш изобретатель начал строить её ещё в 1763 г. К 1766 г. она была готова и прошла испытания. Более того, 7 августа того же года ползуновский аппарат был сдан в эксплуатацию. Правда, изобретатель скончался ещё 27 мая от скоротечной чахотки. Но машина исправно работала целых три месяца. За первый она полностью покрыла все расходы на собственное производство, а за остальное время дала чистую прибыль в 12 тыс. руб.! Вот как отозвался о ней шведский минералог Эрик Лаксман: «Иван Ползунов - муж, делающий истинную честь своему народу. Он строит теперь огненную машину. Какое преимущество перед европейскими державами!
Здесь теперь смогут искусно строить заводы на горах и даже в шахтах!» Через 16 лет машину Ползунова разобрали и сожгли...
Константин КУДРЯШОВ
Бессмертный неудачник. Почти все пророчества Казановы сбылись
Пол Кругман: Советские Штаты Америки, или Зачем нас «пичкают» политкорректностью
Воздух вместо нефти. Изобретения Теслы, которые мы потеряли
Стыда больше нет. Павел Лунгин – о скандалах и духовности
«Жигули» на кокосе. За что на Кубе любят советскую технику
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть