1976 год, автодром в немецком Нюрбурге принимает очередной Гран-при чемпионата мира в классе машин «Формула-1». Уже на втором круге одна из машин срывается с трассы, ударяется в ограждение, загорается и, самое страшное, вылетает обратно на трассу. В аварийную машину врезается еще один болид. Гонщик из первой машины, потерпевшей аварию, заблокирован и не может выбраться. На помощь ему спешат коллеги, которые останавливаются на трассе. Но время идет, освободить пилота не удается, он горит...
Наконец, общими усилиями его вытаскивают. В больнице пилот впадает в кому. Медики сокрушенно качают головами - серьезные ожоги, отравление токсичными продуктами горения. Шансов на то, что гонщик выживет, очень мало.
А пилот уже через шесть недель после аварии вновь выйдет на трассу. Вот только шрамы, оставшиеся от ожогов, всю последующую жизнь будет скрывать под красной кепкой.
Ники Лауда — человек-легенда. Ту страшную аварию на Нюрбургринге потом много раз будут воспроизводить в кино, сделав ее символом смертельно риска, которому подвергаются автогонщики.
Сам Лауда никогда не зацикливался на том, что случилось в 1976-м. В интервью «Аргументам и Фактам» он говорил: «С воспоминаниями об аварии покончено давно. Если постоянно фиксироваться на этом, то просто сойдешь с ума и это будет уже не жизнь».
Кредит ради мечты
Андреас Николаус Лауда родился в богатой австрийской семье. Родственников увлечение Ники откровенно пугало, они считали его опасным и бессмысленным. Сделать карьеру в автогонках без серьезной финансовой поддержки трудно, а семья Лауды категорически отказалась ему помогать.
Тогда Ники взял большой кредит и ... купил себе место в гоночной команде класса «Формула-2». Это было очень самонадеянно, но Лауда верил в себя, и риск оправдался. Его заметили и пригласили в «Формулу-1».
Правда, все складывалось не слишком хорошо, результаты были низкими, и, чтобы продолжить участие в гонках, Лауде пришлось брать второй кредит. Ники оставалось либо стать звездой гонок, либо оказаться в долгах на всю оставшуюся жизнь.
Чемпион с холодной головой
Он сумел прорваться. В 1974 году великий Энцо Феррари предложил Лауде контракт «боевого» пилота в «Формуле-1». Теперь Ники мог отдавать долги.
В 1975 году он впервые стал чемпионом мира. В 1976-м боролся за титул, даже несмотря на страшную аварию. Но в заключительной гонке Лауда сошел с дистанции по собственной инициативе, заявив, что гоняться в сильнейший дождь слишком опасно. Австриец не хотел испытывать судьбу еще раз. А вот его главный соперник Джеймс Хан добрался до финиша и в итоге опередил Лауду всего на одно очко.
Эта история испортила отношения гонщика с «Феррари». Несмотря на то что в 1977 году Лауда снова стал чемпионом мира, из команды ему пришлось уйти.
Он провел еще два сезона в команде «Брэбем», не добился успехов и заявил об уходе из спорта.
Небо, Олимпиада, лошадь
Лауда основал авиакомпанию, которую без ложной скромности назвал Lauda Air. Проект чартерных перевозок оказался весьма успешным. При этом хозяин компании и сам пилотировал самолеты.
В 1980 году произошел случай, который сделал Лауду особенно близким нашей стране.
Запад объявил бойкот Олимпиаде в Москве, но некоторые спортсмены в индивидуальном порядке пытались попасть на Игры. В Австрии было еще интереснее — страна Олимпиаду не бойкотировала, но бойкот поддержала местная федерация конного спорта, отказавшаяся организовать и оплачивать перевозку спортсменов и лошадей.
И тогда австрийская спортсменка Элизабет Тойрер обратилась к Лауде с просьбой доставить ее вместе с лошадью по кличке Мон-Шери в Москву.
«Лошадь загнали в один из самолетов моей компании — «Фоккер-27», зафиксировали ее в салоне, — рассказывал Лауда «Аргументам и Фактам» в начале 2000-х. — Это был веселый полет: всю дорогу она ржала и заглядывала в кабину мне через плечо — я сам сидел за штурвалом. А потом я переправлял ее обратно. Мне доводилось бывать в Москве и позже, и должен сказать, что за последние годы она особенно изменилась. В лучшую сторону».
К слову, в Москве Элизабет Тойрер и Мон-Шери стали олимпийскими чемпионками.
«Когда все идет как по маслу — мне обязательно становится скучно»
В 1982 году Ники Лауда решил вернуться в «Формулу-1». Он получил место в команде «Макларен» и после двух неудачных сезонов «выстрелил», выиграв чемпионат мира-1984.
Таким образом, австриец вошел в узкий круг избранных. Но в 1985 году, выступив неудачно, Лауда попрощался с гонками окончательно.
В начале 2000-х он продал Lauda Air, но практически сразу создал новую авиакомпанию, получившую название Niki. Обладая лицензией коммерческого пилота, Лауда сам выполнял рейсы, поясняя: «Быть штатным пилотом своей собственной компании — дело принципа. Ну и клиентов, конечно, привлекает».
«Ненавижу скуку. А когда все идет как по маслу — мне обязательно становится скучно. Зато чем сложнее ситуация, тем я себя чувствую лучше», — так объяснял свою мотивацию трехкратных чемпион мира в интервью «Аргументам и Фактам».
Кубки в обмен на помывку машины
Он комментировал «Формулу-1» по телевидению, выступал в качестве эксперта. Какое-то время он занимал пост спортивного директора в команде «Ягуар», но особых успехов не добился.
Лауда всегда был человеком честным, прямолинейным и ироничным по отношению к себе. После той страшной аварии он лишился половины уха. Когда на него смотрели с сочувствием, он с жаром начинал доказывать, что все стало только лучше — теперь пользоваться телефоном гораздо удобнее.
Выиграв в 1975 году Чемпионат мира, Лауда подарил все кубки за победы в Гран-при хозяину расположенного рядом с его домом гаража. Взамен он попросил бесплатно мыть его машину, и считал такую сделку вполне удачной.
«Я на обычных дорогах не гоняю»
Его стиль пилотирования сравнивали с компьютером, настолько четко он просчитывал свои действия на трассе. Он не лихачил и в обычной жизни: «Я, между прочим, на обычных дорогах не гоняю. Я просто не вижу резона лишаться прав из-за такой ерунды, поэтому езжу нормально. Хотя... Бывает, конечно, что и превышаю, но очень осторожно...Следует принимать в расчет и те вполне предсказуемые опасности, которые подстерегают тебя повсюду. Я, к примеру, не намерен умирать от включенного в сеть фена, упавшего в полную воды ванну, или врезавшись по пьянке в дерево. Сейчас я очень осмотрителен в этом отношении».
«Если бы я мог вернуться назад, то все равно сделал бы все так же»
Проблемы со здоровьем после той аварии 1976 года преследовали его. Он не обращал на них внимания и не позволял себя никому жалеть. В 1990-х ему пересадили почки. В 2018 году после серьезной инфекции он перенес пересадку легкого.
Лауда занимал пост неисполнительного директора команды «Мерседес», и все с нетерпением ждали, когда он снова появится на Гран-при в своей неизменной красной кепке.
Но 21 мая семья Лауды распространила информацию: «В тихой скорби сообщаем, что наш любимый Ники мирно почил в понедельник, 20 мая 2019 года, в кругу семьи».
В интервью «Аргументам и Фактам» Ники Лауда в свое время сказал: «Если бы я мог вернуться назад, то все равно сделал бы все так же, поскольку всегда был свободен в своих решениях. Все было правильно. Мне ни за что не стыдно и ничего прошедшего не жаль».
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть