Великая эпоха в «Формуле-1» подошла к концу. Руководивший ей с середины 70-х Берни Экклстоун в понедельник вечером покинул свой пост. 86-летний британец стал настоящим творцом истории, превратившим гонки из просто элитного развлечения в огромный коммерческий проект. "АиФ" вспоминает вехи в карьере Экклстоуна.
«Меня ушли»
Несмотря на почтенный возраст, Берни Экклстоун до последнего не планировал покидать своё детище. «Формула-1» стала такой, какой мы её знаем сейчас, именно благодаря гению британца. Бывший и, честно говоря, не слишком успешный автогонщик продолжил карьеру в качестве инженера, а затем руководителя нескольких команд. Свою империю он начал создавать в начале 70-х, полностью уйдя от привычной для автоспорта тех лет модели развития. Экклстоун — в паузах между карьерой гоночного менеджера, проводившего сделки с недвижимостью, — рассматривал «Формулу-1» не только как спортивное соревнование, но и как бизнес-проект. Огромное значение в нём придавалось телевизионным правам и рекламным контрактам.
Почему сорвался Гран-при СССР
Одной из самых ярких и авантюрных затей, родившихся в голове Берни Экклстоуна, была, конечно же, гонка в Советском Союзе. Британский функционер прекрасно понимал, какой эффект произведёт приход капиталистической и даже буржуазной «Формулы-1» по ту сторону «железного занавеса». В СССР проект курировал ректор МАДИ Леонид Афанасьев. Он на тот момент занимал пост вице-президента Международной автомобильной федерации и, по сути, выступал в связке с Экклстоуном, несмотря на «чуждость советской идеологии» данного вида спорта. Но если босс «Формулы-1» больше мыслил категориями маркетинга и внимания СМИ, то Афанасьев понимал, какой громадный импульс придаст гонка в Советском Союзе для отечественного автоспорта.
«Первый Гран-при СССР планировали провести в 1984 году, все документы были готовы, — рассказывает "АиФ" российский автогонщик Марк ПОДОЛЬСКИЙ. — Одно итальянское СМИ даже вышло с обложкой, где на фоне Кремля мчатся болиды „Формулы-1“. Это сейчас, когда показательные заезды проводятся напротив Васильевского спуска, такое кажется нормой. Для середины 80-х картина была совершенно фантастической! Такой коллаж был не случаен: Гран-при СССР задумывался как городская гонка вокруг Кремля. По замыслу Экклстоуна „Формула-1“ должна была пройти в самом сердце коммунистической страны. Увы, этим планам не суждено было сбыться. В 1982 году Леонид Афанасьев умер, и в стране не нашлось такого же энтузиаста, заряженного идеей провести гонки „Формулы-1“ в Советском Союзе».
Тогда Экклстоун совершил быстрый манёвр и достал из сейфа папку с надписью «План Б»: уже в 1986 году «Формула-1» пришла-таки за «железный занавес». Только произошло это не в Советском Союзе, а в Венгрии. На «Хунгароринге» под Будапештом до сих пор проводятся заезды «королевских гонок». А свою давнюю мечту — привезти «Формулу-1» в нашу страну — Экклстоун исполнил уже на девятом десятке лет. В начале 2010-х на встрече с Владимиром Путиным был подписан договор о проведении Гран-при России в Сочи.
Коррупционные скандалы
Последние двадцать лет карьеры Экклстоуна сопровождали бесконечные скандалы. Первый и один из самых крупных случился в 1997 году: тогда Европейская комиссия обвинила «Формулу-1» в нарушении антимонопольных правил из-за контрактов на телетрансляции гонок. В итоге через два года комиссия признала Экклстоуна и Международную автомобильную федерацию виновными, что повлекло за собой пересмотр всех контрактов на трансляции «Формулы-1».
А самый громкий скандал произошел два с половиной года назад. В 2014 году Экклстоуна привлекли к суду за дачу взятки одному из сотрудников баварского банка. Следствие доказало, что она позволила Берни ускорить продажу своих активов. Однако британский менеджер сумел избежать тюремного срока: дело было закрыто, после того как Экклстоун выплатил в казну Баварии компенсацию в размере $99 млн и $1 млн на счёт детской благотворительной организации.
Товарищ Ниязов, отец всех туркмен. Как сирота из Ашхабада стал Туркменбаши
«Борис, ты не прав!». История главной крылатой фразы эпохи перестройки
Коррупционер всея СССР. Как начиналось и чем завершилось «дело Медунова»?
Вячеслав КОСТИКОВ: Но куда несешься ты, народ?
Виктор КОКЛЮШКИН: Понаехали!
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть