- Андрей, какой была ваша дорога в спорт?
- Я носил длинные кудрявые волосы, учился в музыкальной школе и не думал о том, что буду заниматься хоккеем. Но все мои приоритеты изменила суперсерия 1972 года (серия из восьми матчей между сборными СССР и Канады). На катке мне сразу дали кличку «канадец» - из-за манеры игры и выбитого зуба.
- Как тренировались хоккеисты в СССР?
- Считайте сами: зарядка – 45 минут, столько же – в тренажёрном зале. Утром тренировка - два часа, вечером – полтора. Итого в день выходило пять часов в условиях жёсткой дисциплины.
| Досье |
|
Андрей КОВАЛЁВ – дважды чемпион Советского Союза в составе московского «Динамо», чемпион мира среди молодёжных команд в составе советской сборной, бывший член национальной сборной СССР. За сборную Беларуси провёл 89 матчей. Участник восьми чемпионатов мира и двух Олимпиад. |
Престиж профессии
- Как было с обеспечением?
- В принципе, из снаряжения было всё, что нужно. Правда, это всё было советским, а наша продукция уступала импортной по качеству. Что-то приходилось докупать самим, например, клюшки. Однако в СССР отдать ребёнка в хоккей было гораздо дешевле, чем сегодня. Сейчас в магазине есть любое снаряжение, но стоит оно дорого. На коньки для ребёнка потратишь 400-500 долларов, за клюшку отдашь 100 долларов. Спортивные школы, конечно, стараются выдавать снаряжение, но это не всегда удаётся. Если посчитать затраты на различные поездки, участие в турнирах, выходит, что сегодня на занятия хоккеем для ребёнка надо найти около 1000 долларов в год.
- Что насчёт доходов хоккеистов в СССР?
- Помню, в «Динамо» в 80-х получал 30 или 40 рублей. Прихожу я к тренеру и говорю: «Мало это! Как получить нормальную ставку?» Он мне ответил: «Молодой ещё». Я спросил: «Если 20 голов забью, будете платить?» Мне пообещали ставку 200 рублей за 20 голов. Я за полтора месяца забил 15 и получил деньги. Молодым хоккеистам, холостым, да ещё не прошедшим армию, по определению не могли много платить – такова была советская система.
Зато, играя на высоком уровне, за год-два можно было бесплатно получить квартиру. Сегодня хорошая квартира в Минске стоит 200, а то и 300 тысяч долларов. Я за свою карьеру в СССР немного заработал, но знаю, что многие получали очень хорошие деньги. Например, игроки лучших команд первой лиги. Они потому и не стремились в Высшую лигу: там выиграть сложнее, а значит, и премиальные меньше. Конечно, хоккеисты уровня Петрова, Харламова были хорошо обеспечены – по советским меркам.
Когда играл в сборной, у нас были сберегательные книжки в Москве в гостинице «Турист». За хорошую игру могли перечислить и 300 рублей – месячная зарплата. Средние доходы рабочего на заводе в СССР и чемпиона мира, заслуженного мастера спорта по хоккею соотносились как 1 к 10. Сейчас разница намного больше. Если не ошибаюсь, 8,5 тысячи долларов – минимальная зарплата в КХЛ. А, например, один Мозякин может получать как отдельно взятая команда.
- Быть хоккеистом в СССР считалось престижным?
- В Высшей лиге – не особенно. Всё-таки больше внимания тогда уделялось спорту номер один – футболу. Конечно, такие гранды, как ЦСКА, «Динамо», - это совсем другое дело.
Мастера клюшки
- Любое место, кроме первого, для сборной СССР, которую ещё называли «красной машиной», считалось провалом. Почему советский хоккей был лучшим?
- Скажем так, мы были в числе лучших. Например, как сравнить нас и канадцев? Все суперсерии, предназначенные для определения победителя, оказались очень тяжёлыми и, на мой взгляд, точку в споре не поставили.
Очень трудный вопрос – что делало наш хоккей тем, чем он был? Людские ресурсы, подготовка, тренировки - мы более профессионально подходили к этому вопросу, чем те же канадцы. Они только потом обратили внимание на важность тренировок. Сейчас игроки топового уровня Национальной хоккейной лиги (НХЛ) даже нанимают личных тренеров.
- Создается ощущение, что в советском хоккее скорости были выше, чем сейчас…
- Не совсем так. Раньше игрока, набравшего скорость, тормозили зацепами, задержками, сейчас же зацепы и блоки ставить нельзя. Современный хоккей стал более скоростным, атлетичным. Игроки подбирают специальные диеты, нанимают тренеров, чтобы держать себя в форме. В СССР играли хоккеисты и тренер. Сегодня успех зависит от слаженной работы команды, в которую входят также массажисты, менеджеры…
- Когда канадцам предложили выбрать лучших советских хоккеистов, в первой тройке оказались Фирсов, Третьяк и Харламов. Согласны ли вы с таким рейтингом?
- Для меня лучшие - Харламов и Мальцев. Много было достойных спортсменов… Если исходить из бойцовских качеств, я бы назвал Крутова, Фетисова. Это такие мастера, что надо было видеть! Не передать словами, что они делали на льду!
Верить в команду
- Как бы вы оценили состояние белорусского хоккея?
- Мы с другими тренерами иногда сидим перед телевизором, смотрим хоккей. Естественно, критикуем, хвалим, но и задаем вопросы! И не можем найти ответы. Вроде и база есть, и инфраструктура, и старание. Получается ведь как? Команда не играет – говорит: спортивная школа не работает. Школа не работает – говорит: мало платят. Белорусскому хоккею немного не хватает консолидации. Но мы над этим работаем. Столько труда сюда вложили, уверен, будущее у нашего хоккея есть. Наборы в спортивные школы сейчас большие. Да и Чемпионат мира даст толчок к развитию.
- Чего ждать от Чемпионата мира?
- В восьмерку попасть будет очень сложно. Архисложно. Но главное, чтобы команда боролась. Если при этом проиграем – народ нас поймёт и простит.
- Вы согласны с тем, что в СССР хоккей держался на энтузиазме, а теперь во главу угла ставят деньги, и потому хоккей уже не тот?
- На голом энтузиазме тоже далеко не уедешь. Когда играл за молодёжную сборную Союза, нам, помню, пообещали премию выплатить. Мы тогда на молодёжном чемпионате мира обыграли всех и за тур до финального матча стали чемпионами. Последняя игра с финнами уже ничего не решала. Мы и победу отметили накануне. И после двух периодов проигрывали 2:0. Во время перерыва к нам зашли спортивные функционеры и сказали: если проиграете, не получите ни копейки. Пришлось в третьем периоде «смять» финнов и выиграть.
Энтузиазм никуда не пропал, но надо верить в команду, сборную. Если верить, всё получится.
Психология победителя. Что поможет хоккею вернуть победы и признание болельщиков
«Ненадежное звено». Как вратарь Третьяк поставил Канаду на колени
«Народный» спорт. Футболом в СССР увлекались все
Александр Розенбаум: «Если нет успехов, значит, плохо работали»
«Спят на льду!» Какие изменения ждут белорусский хоккей
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть