16166

Сколько должен длиться урок в школе

Мы уже давно привыкли, что урок в школе длится 45 минут. Но целесообразно ли это с точки зрения эффективности обучения? Какие факторы нужно учитывать, планируя продолжительность урока? Как сделать так, чтобы ученику было легко и интересно воспринимать новый материал? Разберемся по порядку.

Особенности внимания у детей разного возраста

Прежде всего необходимо понимать, что умственное развитие детей разного возраста сильно отличается. Это касается памяти, концентрации, мотивации и, что особенно важно, внимания.

В ходе исследований ученые обнаружили 3 вида внимания:

  1. Непроизвольное (возникает само по себе, без каких-либо усилий);
  2. Произвольное (появляется из волевого усилия и саморегуляции, направлено на конкретный объект интереса);
  3. Послепроизвольное (является следствием творческого вдохновения и не требует волевого усилия).

Для каждого возраста характерно преобладание определенного вида внимания, и, исходя из этого, нужно подбирать соответствующие методы управления вниманием. Кроме того, особенности внимания нужно учитывать при разработке плана и длительности урока.

Младшая школа:

  • преобладает непроизвольное внимание – ребенка интересует все яркое, новое и необычное;
  • внимание неустойчиво и нестабильно – ребенку сложно долго изучать неинтересный предмет;
  • еще не выработалась способность к быстрому переключению – ребенок не может переключаться между разными предметами без потери качества обучения.

Оптимальная продолжительность урока для учеников младшего школьного возраста – около 35 минут. При этом очень желательно разбавлять подачу новой информации играми.

Средняя школа:

  • развивается произвольное внимание – ребенок хорошо усваивает интересный ему материал;
  • внимание все еще очень избирательно, но уже развивается способность к сосредоточению;
  • внимание часто переключается – ученик отвлекается на более интересные ему занятия;
  • постепенно растут все показатели внимания (объем, концентрация, направленность и др.), но порой ребенок может быстро утрачивать мотивацию к обучению и становиться рассеянным.

В средней школе продолжительность урока уже может составлять 45 минут. Но при этом важно не перегружать учеников информацией и уменьшать нагрузку к концу учебного дня, когда остро проявляются усталость и растерянность.

Старшая школа:

  • снова проявляется непроизвольное внимание – подростка привлекает все новое и интересное;
  • параллельно развивается послепроизвольное внимание – ребенку легко и интересно узнавать важную для него информацию;
  • появляется способность к длительной концентрации.

Учебная программа для учеников старшей школы должна быть яркой, насыщенной и интересной. А учитывая возрастающие показатели внимания, продолжительность урока может составлять 1 час.

Составляющие эффективного урока

Выбор оптимальной продолжительности урока – важный шаг на пути организации эффективного учебного процесса. Но нужно позаботиться и о структуре урока, форме подачи материала и грамотном распределении отведенного времени. Специалисты дают несколько советов по этому поводу.

  1. Последние минуты урока можно и даже нужно «разгружать» – вместо выкладки сложного материала или написания контрольной лучше позволить детям расслабиться и обдумать полученную информацию;
  2. Чтобы ученики не слишком утомлялись, желательно чередовать разные формы подачи материала: рассказ учителя, интерактивные игры, самостоятельное изучение параграфа и т. д.;
  3. Для учеников старшей школы приемлемо чередование форм подачи материала даже в пределах одного урока, но для младших лучше выбирать что-то одно.

К сожалению, в обычных школах далеко не всегда придерживаются рекомендаций по организации учебного процесса. Чаще всего подача материала осуществляется в виде монотонного рассказа, а уроки во всех классах длятся одинаково – 45 минут. Что же делать, когда продолжительность и структура уроков не соответствуют особенностям и потребностям детей?

В поисках золотой середины

Недостатки школьной системы образования можно частично нивелировать грамотным домашним обучением и самостоятельными занятиями с ребенком. Но, конечно, оптимально было бы отдать ребенка в одну из школ, которые используют новейшие педагогические методы и креативно подходят к организации учебного процесса.

Если же заниматься с ребенком просто нет времени, а перевод в другую школу не представляется возможным, отличным подспорьем станут специальные курсы. Уже сейчас жители Беларуси могут записать своих детей на занятия ментальной арифметикой и мегаскорочтением в Академию развития интеллекта для детей и взрослых Smartum.

Занятие здесь длится 2 часа, но 80% времени – в игровом формате. Такой подход дает прекрасные результаты: дети быстро схватывают новый материал, совершенствуют свои способности, улучшают оценки в школе и не чувствуют усталости, как после обычных уроков.

 

На правах рекламы 

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно