Мы уже давно привыкли, что урок в школе длится 45 минут. Но целесообразно ли это с точки зрения эффективности обучения? Какие факторы нужно учитывать, планируя продолжительность урока? Как сделать так, чтобы ученику было легко и интересно воспринимать новый материал? Разберемся по порядку.
Особенности внимания у детей разного возраста
Прежде всего необходимо понимать, что умственное развитие детей разного возраста сильно отличается. Это касается памяти, концентрации, мотивации и, что особенно важно, внимания.
В ходе исследований ученые обнаружили 3 вида внимания:
- Непроизвольное (возникает само по себе, без каких-либо усилий);
- Произвольное (появляется из волевого усилия и саморегуляции, направлено на конкретный объект интереса);
- Послепроизвольное (является следствием творческого вдохновения и не требует волевого усилия).
Для каждого возраста характерно преобладание определенного вида внимания, и, исходя из этого, нужно подбирать соответствующие методы управления вниманием. Кроме того, особенности внимания нужно учитывать при разработке плана и длительности урока.
Младшая школа:
- преобладает непроизвольное внимание – ребенка интересует все яркое, новое и необычное;
- внимание неустойчиво и нестабильно – ребенку сложно долго изучать неинтересный предмет;
- еще не выработалась способность к быстрому переключению – ребенок не может переключаться между разными предметами без потери качества обучения.
Оптимальная продолжительность урока для учеников младшего школьного возраста – около 35 минут. При этом очень желательно разбавлять подачу новой информации играми.
Средняя школа:
- развивается произвольное внимание – ребенок хорошо усваивает интересный ему материал;
- внимание все еще очень избирательно, но уже развивается способность к сосредоточению;
- внимание часто переключается – ученик отвлекается на более интересные ему занятия;
- постепенно растут все показатели внимания (объем, концентрация, направленность и др.), но порой ребенок может быстро утрачивать мотивацию к обучению и становиться рассеянным.
В средней школе продолжительность урока уже может составлять 45 минут. Но при этом важно не перегружать учеников информацией и уменьшать нагрузку к концу учебного дня, когда остро проявляются усталость и растерянность.
Старшая школа:
- снова проявляется непроизвольное внимание – подростка привлекает все новое и интересное;
- параллельно развивается послепроизвольное внимание – ребенку легко и интересно узнавать важную для него информацию;
- появляется способность к длительной концентрации.
Учебная программа для учеников старшей школы должна быть яркой, насыщенной и интересной. А учитывая возрастающие показатели внимания, продолжительность урока может составлять 1 час.
Составляющие эффективного урока
Выбор оптимальной продолжительности урока – важный шаг на пути организации эффективного учебного процесса. Но нужно позаботиться и о структуре урока, форме подачи материала и грамотном распределении отведенного времени. Специалисты дают несколько советов по этому поводу.
- Последние минуты урока можно и даже нужно «разгружать» – вместо выкладки сложного материала или написания контрольной лучше позволить детям расслабиться и обдумать полученную информацию;
- Чтобы ученики не слишком утомлялись, желательно чередовать разные формы подачи материала: рассказ учителя, интерактивные игры, самостоятельное изучение параграфа и т. д.;
- Для учеников старшей школы приемлемо чередование форм подачи материала даже в пределах одного урока, но для младших лучше выбирать что-то одно.
К сожалению, в обычных школах далеко не всегда придерживаются рекомендаций по организации учебного процесса. Чаще всего подача материала осуществляется в виде монотонного рассказа, а уроки во всех классах длятся одинаково – 45 минут. Что же делать, когда продолжительность и структура уроков не соответствуют особенностям и потребностям детей?
В поисках золотой середины
Недостатки школьной системы образования можно частично нивелировать грамотным домашним обучением и самостоятельными занятиями с ребенком. Но, конечно, оптимально было бы отдать ребенка в одну из школ, которые используют новейшие педагогические методы и креативно подходят к организации учебного процесса.
Если же заниматься с ребенком просто нет времени, а перевод в другую школу не представляется возможным, отличным подспорьем станут специальные курсы. Уже сейчас жители Беларуси могут записать своих детей на занятия ментальной арифметикой и мегаскорочтением в Академию развития интеллекта для детей и взрослых Smartum.
Занятие здесь длится 2 часа, но 80% времени – в игровом формате. Такой подход дает прекрасные результаты: дети быстро схватывают новый материал, совершенствуют свои способности, улучшают оценки в школе и не чувствуют усталости, как после обычных уроков.
На правах рекламы
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть