Личная жизнь Дмитрия Шостаковича - композитора, широко известного не только в бывшем СССР, но и за его пределами, вызывает интерес у многих биографов, музыкантов, искусствоведов и у многочисленных поклонников.
Перерождение
Дмитрий Дмитриевич родился в Санкт-Петербурге в семье пианистки и химика. Его предки были родом из Польши (со стороны отца) и, по всей вероятности, из Греции (со стороны матери). С самого рождения мальчика окружало волшебство музыки - мама, окончившая Иркутский институт благородных девиц и консерваторию в Петербурге, аккомпанировала самому Федору Шаляпину. Немудрено, что в большой семье Шостаковичей все дети были весьма образованы в музыкальном плане: старшая дочь Мария впоследствии тоже стала пианисткой.
Но Дмитрию было предначертано удивить весь мир. Еще будучи ребенком, он проявлял интерес к музицированию и в 9 лет сел за рояль. А услышав оперу «Сказка о царе Салтане» Римского-Корсакова, окончательно понял, что его будущее обязательно должно быть связано с музыкой. Современники вспоминали, что Митя, как его называли близкие, был «худеньким мальчиком, с тонкими, поджатыми губами, с узким, чуть горбатым носиком, в очках, старомодно оправленных блестящей ниточкой металла, абсолютно бессловесный, сердитый бука… Когда же он садился за огромный рояль, худенький мальчик за роялем перерождался в очень дерзкого музыканта…»
Было бы странно, если бы юный гений ограничился простым (пусть даже очень искусным) воспроизведением чужих сочинений. Всего через несколько месяцев после начала занятий Митя уже пробовал самостоятельно писать музыку. Первым его произведением стала поэма «Солдат» с детскими комментариями на полях нотной тетради, созданная под впечатлением Первой мировой войны. А в тринадцать лет, влюбленный в десятилетнюю девочку Наталью Кубе, будущий композитор написал и посвятил ей небольшую прелюдию. Тогда юному Шостаковичу казалось, что это чувство останется с ним на всю жизнь и никогда не уйдет из его сердца. Однако первая любовь постепенно угасла, зато желание сочинять и посвящать свои произведения любимым женщинам у композитора осталось на всю жизнь.
1922 год привел семью на край пропасти - отец Дмитрия заболел и скоропостижно скончался. А через год в ослабленном организме самого Дмитрия развился туберкулез. Врачи рекомендовали отправить юношу в Крым для восстановления здоровья. Ради этой поездки пришлось влезть в долги, а главное - продать рояль... Но это дало возможность Дмитрию вместе со старшей сестрой отправиться в санаторий в Крым.
Курортный роман
Отдых пошел Дмитрию на пользу во всех смыслах - в то же время и в том же месте отдыхали Борис Кустодиев, а также несколько музыкантов, что позволило юноше обзавестись новыми полезными связями. Но главное - в том же санатории отдыхала Татьяна Гливенко…
Они познакомились в санаторной столовой. Таня тоже приехала сюда отдохнуть вместе со своей старшей сестрой. Стройная, круглолицая, с большим бантом, веселая и прекрасно образованная... Она была душой компании, к которой присоединился и Дмитрий, совершенно покоренный новой знакомой.
Днем молодые люди все вместе играли, гуляли, смеялись... Вечером собирались послушать, как Шостакович играл на рояле. Он, как и многие, был очарован Татьяной. Но, в отличие от других, не смел даже надеяться на взаимность - робкий, застенчивый, с внушительной повязкой на шее и в очках с толстенными линзами. Однако, когда они встречались, Таня буквально менялась в лице, обращалась к нему с особой теплотой. Когда Дмитрий осознал, что его чувство взаимно, это было похоже на настоящую симфонию... Их «курортный роман» продолжился и по возвращении домой. И продлился больше 10 лет.
В год встречи с Татьяной впечатлительный Дмитрий принялся за создание Первой симфонии, в которой передал бурю сомнений, душевных мук, терзаний и противоречий. Через три года в Ленинграде состоялась премьера этого музыкального произведения, прогремевшего спустя много лет на весь мир. Глубина чувств, которые выразил молодой композитор в симфонии, была вызвана в том числе начавшейся болезнью Дмитрия, которая появилась вследствие бессонных ночей, любовных переживаний и развивающейся на этом фоне тяжелейшей депрессии. Испытывая самые нежные чувства к любимой девушке, Шостакович тем не менее не желал даже думать о предстоящем браке.
В одном из писем матери Дмитрий написал: «Любовь действительно свободна. Обет, данный перед алтарем, - это самая страшная сторона религии. Любовь не может продолжаться долго… Моей целью не будет связать себя браком...»
Однако Татьяна, которой было уже двадцать восемь лет, не разделяла этой точки зрения. Ей хотелось семьи и законного мужа, поэтому однажды девушка решительно заявила, что дальше так не может продолжаться и она уходит от него. Дмитрий тогда не стал удерживать возлюбленную. Не стал и тогда, когда Татьяна приняла предложение руки и сердца другого поклонника.
Время лечит
Свадьба бывшей возлюбленной Шостаковича и молодого химика Берлина состоялась в начале 1929 года. Композитор даже не попытался заставить Татьяну отказаться от столь решительного шага, и тогда обиженная девушка предпочла больше не поддерживать с ним никаких отношений.
Но забыть Татьяну оказалось не так-то просто. Композитор продолжал встречать ее на улице, писать пылкие и восторженные письма, говорить о любви уже чужой женщине, супруге другого мужчины. Через три года, все-таки набравшись смелости, он попросил Гливенко уйти от мужа и стать его женой, но та не восприняла предложение Шостаковича серьезно. К тому же она в то время уже ждала ребенка. В апреле 1932 года Татьяна родила сына и попросила Шостаковича навсегда вычеркнуть ее из своей жизни - больше не преследовать ее, не писать любовных писем и не заговаривать с ней на улице.
Время, как известно, лечит любые раны. Окончательно убедившись, что любимая к нему никогда не вернется, в мае того же года композитор женился на молодой студентке Нине Варзар. Этой женщине предстояло провести в браке с Дмитрием Дмитриевичем более двадцати лет, родить композитору дочь и сына, пережить измены мужа и его увлечения другими женщинами и умереть раньше обожаемого супруга.
После смерти Нины Шостакович женился еще два раза: на Маргарите Кайоновой, с которой прожил весьма непродолжительное время, и на Ирине Супинской, окружившей уже стареющего мужа теплотой и заботой, которые сохранились в их семье до конца жизни великого композитора. Дмитрия Дмитриевича Шостаковича не стало 9 августа 1975 года. После его смерти Татьяна Гливенко лишь однажды позволила себе публично высказаться об их отношениях: «Как же можно было его не любить! Мы все его любили. Он был таким чистым и искренним, всегда думал о других - что сделать, чтобы другим было лучше, приятней и легче. Никогда не думал и не беспокоился о себе. Если существуют святые, он был одним из них. Таким он был, когда мы познакомились, и таким остался до конца жизни...»
Почему пылко влюбленный в Татьяну Гливенко Шостакович не предложил ей руку и сердце, а на других женщинах женился необдуманно и быстро - ни сам композитор, ни кто-либо другой ответить не могли. Двоим людям, так сильно любившим друг друга, не суждено было создать прочный семейный союз, однако благодаря их вдохновенной любви у человечества остались знаменитая Первая симфония Дмитрия Шостаковича и Трио для фортепиано, скрипки и виолончели, посвященные Татьяне Гливенко.
Ольга ГРАЖИНА
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть