Аниме само по себе существует уже около 70 лет, и постепенно переросло из простых мультиков про «бравых» японских солдат времён Второй Мировой в нечто большее. И к нашему времени, согласно опросам коренного населения, аниме стало главным символом страны Восходящего Солнца, оставив далеко позади роботов и суши.
Термин «аниме» произошел от английского «animation», анимация, или, другими словами, мультипликация. То есть заявление о том, что аниме – японские мультфильмы вполне обосновано. Но при встрече со сценами насилия или обнаженки, нетипичных для мультиков, традиционно считающихся «детским» жанром, происходит вполне закономерный культурный шок. Аниме же в обилии тем не ограничивается вообще ничем. Хотите мелодрамы – есть, комедии – пожалуйста, боевики – сколько угодно, триллеры – угощайтесь, фантастичеких произведений – куры не клюют. Психология, детективы, философия, экранизации классики, даже порнография – тоже есть. Это всё помимо детских сериалов и полнометражных мультфильмов. То есть на полуголых девочках с большими глазами всё далеко не заканчивается. Даже и вы, читатель, наверняка смотрели одно-два аниме, даже не подозревая об этом. «Мой сосед Тоторо», оскароносные «Унесённые призраками», «Ходячий замок» - тоже аниме. Вот и задайтесь вопросом – действительно ли это так плохо?
Особенный, классический пласт аниме-произведений также уже успел сложиться, вместе с особенной периодикой и своими знаковыми режиссёрами. И каждый период давал миру что-то новое, будь то новый жанр или стиль рисовки. Например, в восьмидесятые ода произошел взрыв популярности космических эпопей и жанра «меха», подразумевавший не последнее участие в творении огромных пилотируемых человекоподобных роботов. В девяностые стала популярна психология, «обёрнутая» в фантастическую фабулу. А «нулёвые», закончившиеся не так давно, дали миру столько часов просмотра, что люди, наверное, еще не успели очнуться и смыслить самые знаковые произведения.
Если говорить о влиянии аниме на культуру в целом, то США постепенно начали оглядываться на восточных аниматоров. Так, братья Вачовски никогда не отрицали то, что взяли идею «Матрицы» из культового аниме «Призрак в доспехах». И популярный американский мультсериал «Аватар: Легенда об Аанге» сделан с использованием именно японских аниматорских приёмов. Джеймс Кэмерон уже давно собирается экранизировать «Боевого Ангела Алиту», Киану Ривз сыграет главную роль в экранизации «Ковбоя Бибопа». Есть пара совместных япоско-французских проектов. Наши соотечественники «отметились» на сегодняшний день продажей прав на Чебурашку и одним совместным проектом под названием «Первый отряд».
Так всё-таки, почему аниме становится все более популярным? Аниме - мультипликация, вполне пригодная и для взрослой аудитории. И подросток, ожидая чего-то детского от того, что он скачал/купил, натыкается на подчас неслабое, неожиданно серьёзное содержание. То есть, получается «взрослая» начинка в «деткой» обложке. Это необычно и поэтому притягательно.
Популярность обеспечивает и пристрастие сценаристов к фантастике. Наверное, ни один её жанр не остался без внимания: от простой мистики до фэнтези и киберпанка. И, соответственно, каждый найдёт себе свою нишу по вкусу. Плюс к этому, практически в каждом аниме есть свой философский или псевдофилософский подтекст, отражающий мысли автора, взгляды персонажей и так далее. И это тоже работает на аудиторию, создавая своеобразный культ из каждого более-менее оригинального персонажа. И тут, опять-таки дело вкуса, каждый выбирает себе полюбившееся кредо: от «Этот мир прогнил» до «Я люблю крабов, хотя я ни разу их не пробовала».
Также не стоит забывать о том, что сцены насилия тоже привлекают аудиторию. Самый наглядный не-аниме пример - серия фильмов «Пила». Их популярность никто отрицать не решится. Так почему этот же приём не будет работать в нарисованном варианте, благо что в данном случае анатомическими особенностями всегда можно пренебречь, мультфильм же, как ни крути. Но тут уже вылезают разные цензурные ограничения в виде показов только поздно ночью и закрытием самой «жести» пиксельными квадратиками. Всё это, впрочем, исчезает при выходе сериала на DVD или Blu-Ray.
Еще одна причина, добавляющая аниме популярности - сцены с эротическим подтекстом и показом филейных частей тела. По крайней мере, «случайно» мелькнувших трусов в отдельных произведениях с избытком. Постепенно сериалы, в которых подобных сцен просто неимоверное количество, выделили в отдельный жанр - этти (яп. извращённый), где они уже нашли свою аудиторию, каноны и прочая. При показе на ТВ самое пикантное обычно замазывается какой-нибудь картинкой, при выходе в продажу - опять-таки без ограничений.
В преимущества также можно поставить эмоциональность многих аниме-сериалов. За всю историю существования самого стиля выработался определённый набор штампов, обозначающих эмоции персонажа. Все они, ясное дело, изначально срисовывались с живых людей, но постепенно преображалась и приобретала всё больше условностей. Так что овладение этим своеобразным «языком эмоций» может добавить чувства элитарности, отличия от других.
А теперь представьте, какой эффект это может произвести на впечатлительного подростка? Это японцам всё равно, они с детства приученные, а нам-то что делать? Разве что подготавливать подрастающее поколение до того, как оно само доберётся до этого, прививать вкус к качественному продукту, а не чему-то, о чем забудут уже через полгода. Ведь и в аниме существует мейнстрим, существует классика и альтернатива, в этом плане оно мало отличается от остальных представителей мультипликации. Только вот у нас, например, есть классический «Ёжик в тумане» (который японцы, кстати, объявили лучшим мультфильмом всех времён) и какая-нибудь чушь типа «Маши и волшебного ореха». А у них - классическая «Акира» (нарисованная от первого до последнего кадра вручную) и проходное что-нибудь, как «Rosario+Vampire», например.
Смотреть или не смотреть: мнения телезрителей о сериале «Игра престолов»
Без Мартина никуда. Почему критикуют финальный сезон «Игры престолов»?
Кино с приставкой «эко». Вы просто обязаны это увидеть!
Новая Эммануэль? Феномен популярности «серого» произведения
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть