41410

Секс, насилие... и философия - секрет популярности аниме?

Аниме само по себе существует уже около 70 лет, и постепенно переросло из простых мультиков про «бравых» японских солдат времён Второй Мировой в нечто большее. И к нашему времени, согласно опросам коренного населения, аниме стало главным символом страны Восходящего Солнца, оставив далеко позади роботов и суши.

Термин «аниме» произошел от английского «animation», анимация, или, другими словами, мультипликация. То есть заявление о том, что аниме – японские мультфильмы вполне обосновано. Но при встрече со сценами насилия или обнаженки, нетипичных для мультиков, традиционно считающихся «детским» жанром, происходит вполне закономерный культурный шок. Аниме же в обилии тем не ограничивается вообще ничем. Хотите мелодрамы – есть, комедии – пожалуйста, боевики – сколько угодно, триллеры – угощайтесь, фантастичеких произведений – куры не клюют. Психология, детективы, философия, экранизации классики, даже порнография – тоже есть. Это всё помимо детских сериалов и полнометражных мультфильмов. То есть на полуголых девочках с большими глазами всё далеко не заканчивается. Даже и вы, читатель, наверняка смотрели одно-два аниме, даже не подозревая об этом. «Мой сосед Тоторо», оскароносные «Унесённые призраками», «Ходячий замок» - тоже аниме. Вот и задайтесь вопросом – действительно ли это так плохо?

Особенный, классический пласт аниме-произведений также уже успел сложиться, вместе с особенной периодикой и своими знаковыми режиссёрами. И каждый период давал миру что-то новое, будь то новый жанр или стиль рисовки. Например, в восьмидесятые ода произошел взрыв популярности космических эпопей и жанра «меха», подразумевавший не последнее участие в творении огромных пилотируемых человекоподобных роботов. В девяностые стала популярна психология, «обёрнутая» в фантастическую фабулу. А «нулёвые», закончившиеся не так давно, дали миру столько часов просмотра, что люди, наверное, еще не успели очнуться и смыслить самые знаковые произведения.

Если говорить о влиянии аниме на культуру в целом, то США постепенно начали оглядываться на восточных аниматоров. Так, братья Вачовски никогда не отрицали то, что взяли идею «Матрицы» из культового аниме «Призрак в доспехах». И популярный американский мультсериал «Аватар: Легенда об Аанге» сделан с использованием именно японских аниматорских приёмов. Джеймс Кэмерон уже давно собирается экранизировать «Боевого Ангела Алиту», Киану Ривз сыграет главную роль в экранизации «Ковбоя Бибопа». Есть пара совместных япоско-французских проектов. Наши соотечественники «отметились» на сегодняшний день продажей прав на Чебурашку и одним совместным проектом под названием «Первый отряд».

Так всё-таки, почему аниме становится все более популярным? Аниме - мультипликация, вполне пригодная и для взрослой аудитории. И подросток, ожидая чего-то детского от того, что он скачал/купил, натыкается на подчас неслабое, неожиданно серьёзное содержание. То есть, получается «взрослая» начинка в «деткой» обложке. Это необычно и поэтому притягательно.

Популярность обеспечивает и пристрастие сценаристов к фантастике. Наверное, ни один её жанр не остался без внимания: от простой мистики до фэнтези и киберпанка. И, соответственно, каждый найдёт себе свою нишу по вкусу. Плюс к этому, практически в каждом аниме есть свой философский или псевдофилософский подтекст, отражающий мысли автора, взгляды персонажей и так далее. И это тоже работает на аудиторию, создавая своеобразный культ из каждого более-менее оригинального персонажа. И тут, опять-таки дело вкуса, каждый выбирает себе полюбившееся кредо: от «Этот мир прогнил» до «Я люблю крабов, хотя я ни разу их не пробовала».

Также не стоит забывать о том, что сцены насилия тоже привлекают аудиторию. Самый наглядный не-аниме пример - серия фильмов «Пила». Их популярность никто отрицать не решится. Так почему этот же приём не будет работать в нарисованном варианте, благо что в данном случае анатомическими особенностями всегда можно пренебречь, мультфильм же, как ни крути. Но тут уже вылезают разные цензурные ограничения в виде показов только поздно ночью и закрытием самой «жести» пиксельными квадратиками. Всё это, впрочем, исчезает при выходе сериала на DVD или Blu-Ray.

Еще одна причина, добавляющая аниме популярности - сцены с эротическим подтекстом и показом филейных частей тела. По крайней мере, «случайно» мелькнувших трусов в отдельных произведениях с избытком. Постепенно сериалы, в которых подобных сцен просто неимоверное количество, выделили в отдельный жанр - этти (яп. извращённый), где они уже нашли свою аудиторию, каноны и прочая. При показе на ТВ самое пикантное обычно замазывается какой-нибудь картинкой, при выходе в продажу - опять-таки без ограничений.

В преимущества также можно поставить эмоциональность многих аниме-сериалов. За всю историю существования самого стиля выработался определённый набор штампов, обозначающих эмоции персонажа. Все они, ясное дело, изначально срисовывались с живых людей, но постепенно преображалась и приобретала всё больше условностей. Так что овладение этим своеобразным «языком эмоций» может добавить чувства элитарности, отличия от других.

А теперь представьте, какой эффект это может произвести на впечатлительного подростка? Это японцам всё равно, они с детства приученные, а нам-то что делать? Разве что подготавливать подрастающее поколение до того, как оно само доберётся до этого, прививать вкус к качественному продукту, а не чему-то, о чем забудут уже через полгода. Ведь и в аниме существует мейнстрим, существует классика и альтернатива, в этом плане оно мало отличается от остальных представителей мультипликации. Только вот у нас, например, есть классический «Ёжик в тумане» (который японцы, кстати, объявили лучшим мультфильмом всех времён) и какая-нибудь чушь типа «Маши и волшебного ореха». А у них - классическая «Акира» (нарисованная от первого до последнего кадра вручную) и проходное что-нибудь, как «Rosario+Vampire», например.

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно