2774

Кино с приставкой «эко». Вы просто обязаны это увидеть!

№ 13 от 29 марта 2016 года 29/03/2016

 

Представьте себе: один из самых больших мусорных полигонов в мире в Парагвае. На этой гигантской свалке живут сотни людей – целые семьи, с детьми, младенцами, своими проблемами и стремлениями. Мечты у взрослых очень простые: досыта поесть, найти что-то действительно ценное в грудах мусора, не замерзнуть ночью... Но дети везде одинаковые – они играют, веселятся, мечтают о будущем, шалят, учатся жизни. И однажды к ним приходит музыка и меняет ход их привычной жизни. Один неравнодушный человек, учитель местной школы, собрал из этих беспризорных детей самый настоящий оркестр, причем не только юные музыканты в нем родом со свалки, но и все до единого музыкальные инструменты собраны из мусора вокруг! «Свалкармония» - так называется документальный фильм, поведавший миру эту уникальную историю возникновения «симбиоза» грязи, отходов и истинной гармонии, которую создают дети-музыканты. Какие еще удивительные и важные истории из реальной жизни может рассказать современное документальное кино, которое почти невозможно увидеть в широком прокате?

«Из малого сделать многое»

Фильм «Свалкармония» открывал ежегодный фестиваль документального «зеленого» кино EcoCup, который проходил недавно в Москве. Режиссер Бренд ОЛЛГУД снимал эту историю четыре года – от появления «мусорного» оркестра, которым руководит учитель Фавио Чавес, до возникновения целого национального движения, связанного с этим проектом. Дети стали настоящими знаменитостями в своей стране! «Главная мысль моего фильма в том, что мы можем сделать из малого очень многое, - говорит Бред Оллгуд. - Ничего не иметь – это не оправдание для того, чтобы ничего не делать. Музыка может изменить жизнь».

Фестивали, подобные EcoCup, не собирают огромную аудиторию, хотя, надо признать, с каждым годом талантливым документальным кино и в Европе, и в России, и во многих других странах уделяется все больше зрительского внимания. Что ни фильм в программе – то повод подумать и поговорить о таких темах, которые не принято обсуждать на вечеринках, в кругу друзей, в школах. А ведь зачастую именно эти темы – неудобные, острые, трудные для восприятия – действительно имеют значение, в отличие от большинства популярных блокбастеров и триллеров, снимающих кассовые «сливки» в кинозалах.

Трагедия жвачки и ценники на тигров

Кинематографисты, которые мыслят «экокатегориями», предлагают, например, остановиться на минутку и подумать, что в глобальном масштабе стоит за нашими самыми обычными действиями. Взять хотя бы привычку регулярно после еды жевать освежающую резинку. «Темная сторона жвачки» (Канада) - это очень увлекательный, захватывающий, а порой и шокирующий фильм-расследование о невинной и вроде бы даже полезной для полости рта «забаве». А ведь именно эта вкусная резинка является вторым по популярности видом мусора в мире!

Французская документальная лента «Природа в банке» раскрывает смысл возникшего относительно недавно термина «коммерциализация естественного мира». В фильме задается много вопросов, о которых практически никто не задумывается, а ведь между делом защита планеты превратилось в гигантский бизнес для растущих «эко-рынков». Все больше экономистов считает, что лучший способ спасти леса и исчезающих животных – это поставить на них ценник. А сколько стоит амурский тигр? А коралловые рифы? А долина реки Нил? А может и на чистый воздух ценник повесить?

Молодой немецкий кинематографист Дэннис РАТЦЕЛЬ предложил зрителям фильм «Ундуна» - это уже вполне «практическое» кино, рассказывающее, как из отходов (даже, простите, человеческих экскрементов) можно превратить даже самую безжизненную землю в плодородный чернозем. Именно эта немецкая технология, к слову, вдохновила создателей культового голливудского фильма «Марсианин». «Нет отходов, которые нельзя переработать. Я дома, конечно, сортирую мусор, активно участвую в раздельной переработке. Правда, я иногда летаю самолетами – это совсем не экологично, но поэтому я надеюсь, что, в противовес этому, мой фильм затронет многих людей, и они задумаются об экологических проблемах», - вот так четко по-немецки разъясняет свое режиссерское стремление Дэннис Ратцель.

Изменить мысли и сердце

Совсем другой ракурс взял за основу молодой филиппинский режиссер Наш АНГ. Его лента с многообещающим названием «Рай» рассказывает о том, как дети, подростки и их семьи вынуждены начать новую жизнь после самого разрушительного в истории планеты урагана – супер-тайфуна Хайян, который пронесся смертоносной волной по островам и унес около шести тысяч жизней. О, Филиппины – это ведь так далеко от нас, не правда ли? Но ведь кто знает, какие неприятные сюрпризы таят в себе глобальные изменения климата для наших широт? Застраховаться от катастрофы невозможно. Но, если повезет остаться в живых, определенные знания и навыки помогут справиться с последствиями, не упасть духом и построить жизнь заново. «Представляете, каково это: быть оторванным от внешнего мира, потерять все – семью, дом, работу, абсолютно все?.. Но несмотря ни на что, герои моего фильма счастливы, они продолжают улыбаться, - режиссер Наш Анг снял кино, которое дает конкретные ответы на вопросы, которые стихия может задать внезапно любому из нас. И времени на раздумья тогда уже не будет. - Мой фильм может быть путеводителем для тех людей, чья жизнь полностью перевернулась из-за природных катастроф, он вряд ли изменит мышление, но может изменить сердце человека».

Впрочем, куратор берлинского кинофестиваля документальных короткометражек Interfilm, второго по значимости международного киносмотра Германии после Берлинале, Матиус ГРОЛЛ все же с филиппинским режиссером не согласен и высказывает свое глубокое убеждение: «Фильмы могут изменить мышление, могут влиять на поведение – будь то политическое, или повседневное».

 

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно