5239

Не верили, но сделали. Тайны создания «Великолепного века»

№ 5 от 29 января 2014 года 29/01/2014

 

В 2008 г. сценарист Мераль  Окай поделилась своим замыслом создать исторический сериал о жизни Османской империи в период «Великолепного века» с продюсером Тимуром Саваджи. И, загоревшись этой идеей, они решили попробовать, не осознав сразу, за что взялись. По словам продюсера, выбирая название для сериала, он понимал, что «Великолепный век» звучит очень претенциозно, но ничего иного в голову не приходило.

Начать работу было совсем не просто - создать с нуля сериал, о котором бы говорили все, лишь на основе написанной на бумаге истории. Мераль Окай могла потерпеть фиаско и на долгие годы остаться без предложений. А продюсер рисковал своими весьма немалыми финансовыми вложениями. Многие считали, что от такого проекта стоит держаться подальше, ведь за подобное никто в Турции раньше не брался. Тимур Саваджи решил, что нужно либо идти на риск, либо продолжать стабильную, ничем не примечательную жизнь. Он предоставил неограниченные финансы для съемок сериала «Великолепный век», и работа закипела.

«Великолепный век» - не документальный сериал, но он показывает зрителям историю, не изменяя настоящих исторических событий.

Историческая правда

Работа предстояла сложная, так как сведений об этой эпохе осталось крайне мало. В имеющихся книгах, за исключением работ некоторых известных историков или исторических романов, нет никакой информации о том, как именно происходили те или иные события и как вели себя люди. Венецианские и французские послы в своих отчетах говорят одно, историки, как иностранные, так и турецкие, - совсем другое. Получается путаница.

На протяжении года создатели сериала еженедельно по нескольку часов работали с историческими консультантами. Это было очень важным в период написания сценария. На этом этапе информация собиралась по крупицам и складывалась в общую картину. Каждую неделю Мераль Окай приходила к историкам, задавала вопросы, которых раньше никто не задавал, получала взбучку... Ей постоянно объясняли что, «так нельзя», этого «быть не должно», здесь «нужно исправить». Создатели сериала обсуждали с профессорами-историками спорные моменты на протяжении года. И историки проявляли понимание, шли на компромисс, предлагая альтернативные решения той или иной задачи, поставленной сценаристом. Так, в сериале «Великолепный век» появились портики и балконы, хотя в реальной жизни вход в гарем был закрыт для всех, и увидеть семью султана было невозможно.

Декорации

Вторым важным этапом было создание декораций. Большая часть действия сериала проходит в первой резиденции Османов - дворце Топкапы, построенном Мехмедом II в 1466-1478 годах, на том месте, где мегарский правитель Байзас в VII веке до н.э. основал первый город. Дворец Топкапы - величайшее наследие Турции, каждый уголок здесь дышит историей.

Создание декораций с нуля - очень дорогостоящая работа. В Турции впервые для сериала был выстроен огромный павильон. Отстроенный дворец практически идентичен оригиналу.

Создатель декораций Зафер Кнйылмаз оказал сериалу ещё одну неоценимую услугу. Именно он рассказал режиссерам - братьям Тайлан о подготовке грандиозного проекта. Ягмул и Дурул Тайлан считаются истенными мастерами своего дела, одними из самых талантливых режиссеров Турции. Братья были хорошо знакомы с продюсером сериала Тимуром Саваджи, но никогда не работали вместе. Узнав о подготовке к съемкам сериала «Великолепный век», они очень заинтересовались и позвонили продюсеру. С приходом братьев в работе над сериалом наметился резкий прогресс.

Съемочная группа сериала не хотела создавать «тягомотину». Для создателей было очень важно, чтобы фильм вызывал понимание, сопереживание и симпатию к героям, а рассказ о периоде Османской империи получился ярким. Даже для самой маленькой сцены приходилось работать по нескольку часов. Ведь второй план нужно было оформить в соответствии с интерьерами XVI века. Иногда команде сериала приходилось изобретать способ изготовления какого-то аксессуара, мебели, ружья... Например, мастера по меди в два счета не сыщешь, а изготовление конской сбруи и сёдел - устаревшее мастерство, от которого мало что осталось.

Костюмы

Сложности были и с костюмами. О том, что носили в то время в Европе, есть много работ, и костюмы можно увидеть, например, на картинах, а об османской одежде той эпохи сведений практически нет. В музее Топкапы, конечно, имеется зал с одеждой султанов, и именно к ней как к первоисточнику постоянно обращался художник по костюмам Серад Башбуг. Он изучил все костюмы, относящиеся к тому периоду, и адаптировал их, сделав приемлемыми для современности. Если бы костюмы делались по точным копиям имеющихся одежд Османов, оставаясь верными их формам, виду корон, чалм, головных уборов и халатов, то было бы не так сложно. А изготовление по новым эскизам, когда требовалось постоянно изменять крой и подгонять по фигуре, больше походило на работу в ателье методом проб и ошибок.

Для сериала были сотканы специальные ткани с османским орнаментом, оттиснутым на бархате, которые комбинировались с обычными материалами, купленными на рынке.

Подготовила Ирэна КНЯЖИНСКАЯ 

Продолжение истории о сериале читайте в ближайших выпусках «АиФ».

 

 

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно