С обаятельными героями Маргарет Митчелл, попавшими в водоворот гражданской войны 1861-1865 годов, - обольстительной зеленоглазой Скарлетт и Реттом, явившим собой нарождающийся тип предприимчивого американского джентльмена, - произошло то, что довольно редко случается с персонажами даже очень талантливых произведений, написанных гениальными писателями. Перешагнув границы романа, они словно стали жить своей жизнью, влиять на судьбы читателей. Такова сила жизненности созданных пером Маргарет Митчелл образов.
Красотка с Юга
Самое удивительное, что перо это принадлежало не опытному писателю, добравшемуся на вершину славы по ступенькам многочисленных произведений. «Унесённые ветром» - первая и единственная книга, написанная безвестной домохозяйкой из Атланты, штат Джорджия, правда, одержимо влюблённой в историю американского Юга и блестяще её знавшей.
В биографии Маргарет Митчелл мало примечательного. Кокетливая, склонная к флирту девушка рано потеряла мать и вынуждена была взять на себя обязанности хозяйки дома, очень её тяготившие. Но это не изменило её дерзкого, яркого характера, склонного к риску и эксцентричным поступкам. Спустя много лет Маргарет наделила собственной неуёмностью и непоследовательностью образ героини «Унесённых ветром».
В 1921 году Пегги (так звали Маргарет близкие) познакомилась в Атланте, в чайной «Заячья нора», где собирались начинающие писатели, студенты, журналисты, с молодым человеком по имени Джон Марш. Сдержанный, дисциплинированный, с развитым чувством ответственности, 26-летний Джон как нельзя лучше подходил на роль мужа. К тому же «красотка с Юга» быстро завоевала его сердце. Девушка была не только привлекательна, но и обладала прекрасным даром рассказчика, искромётным остроумием и мечтала о журналистике.
Окончив университет в Кентукки, Джон перебрался в Атланту, чтобы быть ближе к Пегги. Но сумасбродной красавице такая быстрая победа казалась скучной, да и отказываться от внимания других поклонников ей не хотелось. «Я хотела бы полюбить мужчину, - писала юная Маргарет, - который любил бы меня больше всех других женщин. Я хочу выйти замуж, помогать мужу, растить здоровых детей. Но беда в том, что я не умею любить достаточно сильно…»
Друзья были убеждены, что Джон и Пегги поженятся. Но тут произошло то, что привело всех в изумление. Пегги 2 сентября 1922 года вышла замуж за Реда Апшоу - высокого красавца, но недалёкого, безвольного и скучного, к тому же пьяницу. Совместная жизнь с Апшоу стала сущим адом: Пегги приходилось терпеть оскорбления, унижения и даже побои, что привело её к тяжёлой депрессии. Неизвестно, что бы с ней произошло, если бы не верность и неизменная поддержка Джона. «Могу только сказать, - писала Маргарет его матери, - что я искренне люблю Джона, верного и сильного друга, которому я безгранично доверяю, и нежного, внимательного возлюбленного».
Духовные радости
Наконец Маргарет развелась с Редом и в 1925 году вышла замуж за Джона Марша. Первые годы супружества - безденежные и беззаботные - сопровождались весёлыми дружескими пирушками, вечерами в кинематографе, путешествиями и музыкой Дюка Эллингтона. «По природе своей мы во многом не совпадаем, - писал годы спустя Марш, - потому можно удивляться, как нам удалось справиться друг с другом, ведь, как это ни странно, мы успешно ладим вот уже много лет. Возможно, секрет в том, что она прощает мне мои качества, а я ей - её».
Но, возможно, секрет их счастливого супружества был ещё проще - Джон всегда думал не о собственном самоутверждении, а о том, как помочь жене реализоваться, найти себя. Для него она была не вещью, пусть и драгоценной, а человеком, имевшим право на духовные радости. Именно Джон убедил Маргарет после очередной депрессии взяться за дело, которое могло бы её увлечь. Пегги в детстве наслушалась рассказов о гражданской войне, она прекрасно знала историю родной страны, и было бы обидно и дальше хранить эти знания как мёртвый груз.
Поворотным моментом в творческой судьбе Маргарет Митчелл можно считать разговор с Джоном осенью 1926 года, когда он подарил ей пишущую машинку «Ремингтон», шутливо поздравив её с началом карьеры. И теперь вся жизнь Маргарет закрутилась вокруг этого стрекочущего аппарата. История о войне Севера и Юга стала ядром совместного существования супругов, их единственным детищем.
Участие Джона в создании романа трудно переоценить. Каждый вечер, вернувшись с работы (Джон служил в отделе рекламы в компании по продаже электротоваров), муж садился читать страницы, написанные за день Пегги. Далеко за полночь обсуждались новые повороты сюжета, вносились правки, дорабатывались сложные куски романа. Джон оказался блестящим редактором и деликатным советчиком - он не только помогал жене оттачивать писательское мастерство, но и искал нужную литературу, придирчиво занимался каждой деталью быта, костюмов, описываемой эпохи.
В основном роман был написан к концу 1932 года, но дорабатывался до 1935-го. Редактор американского отделения английского издательства «Макмиллан» профессиональным чутьём уловил незаурядность замысла и убедил Митчелл в необходимости опубликования её произведения.
Американская мечта
После заключения договора супружеская чета поняла, за какое нешуточное дело взялась. Одно дело - тешить друг друга по вечерам придуманной историей, другое - подготовить роман к публикации. Работа писалась не в строгой последовательности, с огромным количеством вариантов (одних только первых глав у Митчелл было шестьдесят). А какими напряжёнными были поиски названия! Что только не предлагалось! Наконец Маргарет остановилась на «Унесённых ветром» - строке из стихотворения Эрнста Доусона.
Роман не просто стал событием в американской литературе: в 1936 году он получил самую престижную в США Пулитцеровскую премию. Митчелл не только сумела воссоздать «американскую мечту», но и подарила читателю некий образец поведения, символ «настоящего гражданина». Её героев можно сравнить с мифологическими персонажами - именно такое значение имели для американцев образы «Унесённых ветром». Мужчины развивали в себе предприимчивость и демократичный индивидуализм Ретта. Женщины копировали наряды и причёску Скарлетт. Американская промышленность сразу отреагировала на популярность книги: в продаже появились платья, шляпы, перчатки «в стиле Скарлетт». Известный кинопродюсер Дэвид Селзник четыре года трудился в поте лица над сценарием фильма «Унесённые ветром».
Премьера ленты, состоявшаяся 15 декабря 1939 года в Атланте - городе, в котором Митчелл провела большую часть своей жизни, - стала небывалым триумфом и фильма, и романа, и его автора. На вопрос: «Гордитесь ли вы женой, Джон?» Марш ответил: «Я гордился ею уже задолго до того, как она написала книгу».
Испытание славой обрушилось на Митчелл неожиданно, и она не выдержала бы его, не будь с нею рядом верного друга. В одночасье Маргарет стала невероятно популярной: её приглашали на лекции и интервью, донимали фотографы: «Долгие годы мы с Джоном жили тихой, уединённой жизнью, которая была нам так по душе. И вот теперь мы оказались на виду…» Муж взял на себя часть тяжёлого бремени: он всячески старался оградить Маргарет от докучавших посетителей, помогал с перепиской, вёл переговоры с издательствами, наживал финансовые дела.
16 августа 1949 года Маргарет Митчелл погибла, попав под машину. Джон пережил её на три года. Один журналист, друг семьи, сказал: «Унесённые ветром» могли быть и не написаны, если бы не постоянная поддержка со стороны того, кому посвящён роман: «Дж.Р.М.». Это самое короткое и простое посвящение, какое только может быть…»
Ирина СЕМАШКО
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть