Не цитируйте Воланда
Почему многие наши граждане не хотят в трудной жизненной ситуации обращаться за помощью в государственные учреждения? Сказывается негативный опыт, приобретенный еще в «лихие девяностые». В то время государственные структуры работали крайне неэффективно. Система социальной поддержки населения, созданная в советские годы, развалилась… Частные благотворительные организации только начинали появляться.
В «крутые нулевые» ситуация изменилась. В большинстве регионов малообеспеченным категориям населения – инвалидам, пенсионерам, многодетным семьям, матерям-одиночкам… – производятся дополнительные выплаты. Нуждающимся предоставляются льготы по оплате коммунальных услуг и электроэнергии. Нередко они могут бесплатно или на льготных условиях получить мебель и бытовые предметы длительного пользования.
Проблема заключается в том, что психологический настрой сограждан существенно отстает от реалий сегодняшней жизни. Люди, нуждающиеся в помощи, будто бы продолжают жить в нестабильном прошлом…
Нередко в различных дискуссиях приводят слова Воланда из романа М. А.Булгакова «Мастер и Маргарита»: «Никогда и ничего не просите! Никогда и ничего, и в особенности у тех, кто сильнее вас. Сами предложат и сами все дадут!»
При этом забывают, что эта цитата появилась совсем в другом контексте и в другую историческую эпоху.
Просьба – не унижение
Библиотекарь Галина одна воспитывает одиннадцатилетнюю дочь. Несколько месяцев назад у женщины сломалась стиральная машина, а для покупки новой не хватало средств. Близкая подруга посоветовала Гале обратиться за помощью в районный отдел социального обеспечения. Сначала Галина восприняла идею в штыки. Мол, я не нищенка и не пойду унижаться к чиновникам… Но, поразмыслив, все же направилась в отдел социального обеспечения.
Результат ее просто поразил: «Я совершенно не чувствовала себя просительницей. Доброжелательная сотрудница собеса быстро проверила мои документы и оказала реальную помощь. Как малоимущей мне бесплатно выделили и установили дома стиральную машину. Правда, подержанную, но исправно работающую. Кроме того, мне оформили льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг, записали на бесплатное протезирование зубов. А моя дочка сможет летом бесплатно поехать в оздоровительный лагерь».
Психолог Аслан Мальбахов считает, что обращение женщины в социальную службу имело не только практическое, но и важное психологическое значение: «Благодаря деликатной и четкой работе сотрудников собеса Галина поняла, что просьба о помощи в трудной жизненной ситуации не унижает человека».
Будьте честными!
При обращении к благотворителям тоже возникает немало психологических проблем. Просителям необходимо представить полную информацию о своем материальном положении и других обстоятельствах жизни. Оказывается, сделать это бывает непросто…
«Мы с женой – инвалиды второй группы и по состоянию здоровья не работаем. Решили обратиться за материальной помощью в одну из благотворительных организаций, – рассказывает Юрий Федосеев. – Молодая сотрудница стала подробно расспрашивать обо всех источниках наших доходов, недавних и давних покупках, друзьях, родственниках… Хотя мне и нечего скрывать, во время этой беседы с меня сошло семь потов и я ощущал себя, как на допросе в полиции».
Сотрудница благотворительной организации посетила семью Федосеевых на дому, чтобы убедиться в их бедственном материальном положении. Девушка попросила разрешения посмотреть содержимое холодильника и шкафов… Глава семьи был возмущен, заявил, что не позволит проводить в доме обыск.
«Можно понять человека, который противится вторжению в его личную сферу, – комментирует ситуацию психолог Аслан Мальбахов. – С другой стороны, действия благотворительной организации тоже логичны. Она стремится помочь действительно нуждающимся, поэтому и хочет досконально изучить жизнь каждого конкретного человека».
Тем, кто обращается за помощью, придется настроиться на максимальную открытость.
Не надо панибратства
«Я Петьку в армии учил портянки наматывать, мы в одной части служили. А теперь он бизнесмен, миллионер и депутат нашего областного Совета…».
Почти у каждого из нас есть пара-тройка высокопоставленных знакомых, но контакт с этими «звездами» часто давно утерян, пробиться к ним бывает трудно.
В этой ситуации многие люди начинают разыгрывать «двухходовые комбинации». Перед тем как попросить ВИП-персону о помощи, пытаются пригласить его в гости, подарить какой-нибудь пустяковый подарок… А уже потом наваливаются с просьбами.
Не пытайтесь играть в такие игры! Если вам нужна помощь высокопоставленного человека, не надо навязываться ему в друзья. Разумнее и эффективнее изложить свою просьбу в письменном виде, коротко и ясно.
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть