Так же как и для его отца, театр стал для Константина семьей. Однако харизматичный артист известен любовью не только к сцене…
Выйти из тени
Артистизм и умение покорять сердца - можно сказать, врожденные таланты Константина. И немудрено: его родители, Аркадий и Руфь Райкины, были самой блистательной и знаменитой актерской четой своего времени. Так как они много времени проводили на гастролях, мальчика воспитывала нянечка. Сам Константин рассказывал: «Я очень переживал, когда моя няня, чрезвычайно заботливая, но жутко невежественная женщина, принималась кричать в общественном месте: «Это сын Райкина идет, пропустите его без очереди!» Я сгорал от стыда...»
Театр привлекал Райкина-младшего всегда. Ему хотелось выйти из тени известного отца и доказать остальным, что он не просто сын знаменитого актера. Константин блестяще стал экзамены в Щукинское училище. Многие тогда восприняли его поступление скептически - мол, приняли из-за громкой фамилии. Однако уже на первом курсе Константин опроверг это мнение, став одним из самых талантливых студентов. Когда в 1971 году молодой актер окончил училище, его пригласили к себе сразу несколько театров. Райкин выбрал «Современник». Почему? Сам он на этот вопрос отвечает так: «В «Современнике» - я видел - актеры умеют что-то такое, чего я еще не могу, а мне хотелось идти в глубину, хотелось стать настоящим драматическим артистом… Я всегда метался между острой выразительностью и, так сказать, глубинным содержанием. Хотя на самом деле одно не противоречит другому...»
Свой среди своих
Всесоюзную известность Константину принесла роль Каюма в фильме Никиты Михалкова «Свой среди чужих, чужой среди своих» (1974). Отныне к стайке юных поклонниц, преследовавших его в театре, прибавилась целая армия новых обожательниц, которые появились у актера по всему Союзу. Это было удивительно, так как назвать Константина Райкина красавцем было бы сильным преувеличением. Однако сам актер так высказывается на этот счет: «Я никогда не комплексовал по поводу своей внешности. Во всяком случае, чувства обделенности, ущербности у меня никогда не возникало. Я понял, что красота - не главное. Правильность форм, красивость, «хорошенькость» мало что значат сами по себе. Все решает обаяние, степень заразительности...»
В то время у Райкина было немало любовных похождений - женщин он «заражал» вполне успешно. С кем только не сводила его народная молва! Например, еще в «Щуке» Константину приписывали роман с Натальей Варлей, а в начале 70-х годов все обсуждали его отношения с красавицей Мариной Нееловой. Райкин первым сумел разглядеть ее неординарный талант и привел актрису в «Современник», где они вместе играли влюбленных в спектакле «Валентин и Валентина». Снялся в фильме «Труффальдино из Бергамо» (1977) вместе с Натальей Гундаревой - новые слухи не заставили себя долго ждать. Позже Константину вскружила голову известная спортсменка Ирина Роднина. Но и этому роману не суждено было увенчаться законным браком.
В 70-х Райкин преподавал в ГИТИСе на актерском факультете. Энергичного и улыбчивого, его было сложно отличить от собственных учеников. По рассказам выпускников театрального, его любили все студентки, а он выделял одну - Марию Овчинникову, учившуюся у него на актерском.
«У них был роман. Костя стал первым парнем Маши, но потом Райкин переключился на девушку с параллельного режиссерского курса - Елену Курицыну, ее лучшую подругу! - вспоминают бывшие студенты института. - Представляете, какая трагедия случилась, когда Константин неожиданно объявил, что женится на Лене? Шок не только для Маши, но и для нас: ведь он продолжал преподавать на курсе». Овчинникова нашла силы простить двойное предательство - любимого и подруги. Но на свадьбу, конечно, не пошла.
На тот момент Райкину было 27 лет, Елене исполнилось 19. Поженились они, когда Курицына училась на втором курсе, а расстались на пятом году ее обучения. В ГИТИСе студентки завидовали Елене и продолжали кокетничать с ее мужем. Елена поначалу старалась не обращать внимания на поклонниц Константина, но брак все же распался. Курицына не выдержала похождений благоверного, о которых судачил весь институт.
Здоровый дух
Если первый брак Райкина начался, продлился и закончился довольно тихо, то следующий роман уже вспыхнул у публики на виду. Еще будучи женатым на Елене, Константин Райкин случайно повстречал свою давнюю юношескую симпатию - Алагез Салахову, дочь известного узбекского художника Таира Салахова. Угасшие было чувства разгорелись с новой силой. У Алагез на тот момент тоже была своя семья, но это не остудило пыл Константина. К сожалению, и этот брак продлился недолго - всего несколько лет.
«Со второй супругой рвал очень больно, притом что внешне обошлось без ссор и скандалов. Я предупредил, что могу уйти, ничего не изменилось, и тогда я ушел. И больше никогда не возвращался, хотя очень любил жену. Тогда я понял, что людей связывают нити разной длины. Перерезал самые короткие, посчитал, что больше ничего не держит, и стал удаляться. А тут нитка, что подлиннее, натянулась и сделала больно. Ее обрубил, успокоился, а уже следующая нить в звенящую струну превратилась...» - вспоминал Райкин.
Тем временем на Райкина, как из рога изобилия, сыпались предложения сняться в кино, но все предлагаемые роли, как на подбор, представляли собой вариации на тему обаятельного прохвоста Труффальдино. Однако повторяться актер не хотел, поэтому ни одно из этих предложений не принял. К тому же Константину стало тесно в стенах «Современника». И тогда он обратил внимание на Государственный театр миниатюр, которым руководил его отец. Уж там-то, по его мнению, он смог бы развернуться. В 1982 году Константин был принят в труппу этого театра. В 1987-м Государственный театр миниатюр был переименован в театр «Сатирикон», а в декабре того же года из жизни ушел Аркадий Райкин. Художественным руководителем театра стал его сын.
В то же время началась новая эпоха и в личной жизни Константина - он снова женился. Его третьей избранницей стала молодая актриса театра «Сатирикон» Елена Бутенко. Незадолго до встречи со своей будущей женой Райкин был на гастролях в Донецке, и местная цыганка ему нагадала: «Скоро ты женишься на украинской девушке». И это предсказание в точности сбылось. В 1988 году у них родилась дочь Полина.
В браке с Еленой Райкин счастлив до сих пор - как и в любимой работе. Его друзья рассказывают о театре: «Внутри «Сатирикона» царит вполне здоровая атмосфера. Художественного руководителя практически никто в театре не называет по имени-отчеству. На своих актеров Райкин пишет эпиграммы, как правило, неприличные, и зачитывает их на общетеатральных капустниках. Иной реакции, кроме обвального хохота, пока не наблюдалось...»
Ольга ГРАЖИНА
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть