Несмотря на то что она всегда была гротескна, в ней не было ни грана фальши…
Свои первые роли Татьяна Пельтцер сыграла еще в детстве. С рождения ее жизнь была заполнена театром. Родилась Таня в семье замечательного актера и режиссера, обрусевшего немца Ивана Романовича Пельтцера. До революции он поставил несколько фильмов. А позже много играл в театре в кино…
Именно он стал для Татьяны первым и единственным учителем. В девять лет девочка выступила в роли Авдия в спектакле «Камо грядеши». Когда же в 1914-м, десятилетняя, в частной антрепризе в Екатеринославле в спектакле «Анна Каренина» она играла Серёжу Каренина, некоторых дам выносили из зала без чувств.
Любовь, работа…
В конце 20-х годов Татьяна Ивановна влюбилась. Немецкий коммунист и философ Ганс Тейблер приехал в Москву учиться в школе Коминтерна. В 1927 году они поженились, а три года спустя переехали в Германию. Там Татьяне удалось устроиться машинисткой в советское торговое представительство. Но сцена искала ее. Известный режиссер Эрвин Пискатор, открывший в Берлине свой третий театр, предложил ей роль в спектакле «Инга» по пьесе Глебова.
Все, казалось бы, сложилось. И любовь, и работа. Но Пельтцер заскучала… Прожив вместе четыре года, супруги расстались. На всю жизнь они сохранили теплые отношения. Ганс женился на другой женщине, родившей ему сына, но долгие годы они с Татьяной переписывались и встречались. И когда сын Тейблера приехал учиться в Москву, актриса охотно принимала его у себя дома.
Сама же Татьяна Ивановна замуж больше не вышла, хотя романы, разумеется, случались. Однажды Пельтцер сказала: «Я очень рада, что мне уже не нужно думать о мужчинах с точки зрения их главного назначения. Но они до сих пор очень мне нравятся как партнеры и товарищи».
Возвращение
Вернувшись в Советский Союз, она порвала с прошлым — вновь взяла фамилию отца. А со сценой не порвала. В театре МГСПС (нынешний театр имени Моссовета) Пельтцер зачислили во вспомогательный состав, мотивируя это отсутствием у нее театрального образования. А в 1934 году и вовсе уволили «за профнепригодность».
Актрисе вновь пришлось стучать по клавишам. Она устроилась работать машинисткой на автозавод, где уже работал главным конструктором ее брат Александр. Но в 1936 году он оставил свой пост «по причине выезда из Москвы» - так объяснялось в бумагах… В то время таких «выездов» было много.
После этого Татьяне Ивановне тоже пришлось уйти с завода. Она уехала в Ярославль, в российский драмтеатр имени Волкова. Через два года Пельтцер вернулась в Москву и вновь проработала два года в театре МГСПС. А однажды узнала об открытии Театра миниатюр. Компания подобралась замечательная - Рина Зелёная, Мария Миронова, Александр Менакер. В Театре миниатюр она проработала семь лет… Управдом, молочница, банщица - в эти образы актриса входила с удовольствием.
Встреча с кино
Тут до нее «добралось» и кино. Дебютировала Пельтцер маленькой ролью в комедии «Свадьба» (1943), затем была лента «Она защищает Родину». А первую большую роль — Плаксину в военной мелодраме «Простые люди» — Татьяна Ивановна сыграла в 1945 году.
Всенародная же известность пришла к Татьяне Ивановне с ее переходом в московский Театр Сатиры. Роль Лукерьи Похлёбкиной в спектакле «Свадьба с приданым» была, как теперь говорят, знаковой. В 1953 году спектакль сняли на пленку и запустили на экраны. Фильм имел ошеломительный успех, а к Татьяне Пельтцер наконец-то пришла всенародная популярность. К тому моменту ей исполнилось 49 лет.
Потом были комедии «Максим Перепелица» и «Солдат Иван Бровкин». После выхода на экраны «Бровкина» Пельтцер сразу же окрестили «матерью русского солдата» и присвоили звание заслуженной артистки. Потом последовал «Иван Бровкин на целине». Ей, никогда не имевшей детей, часто приходилось играть матерей и бабушек.
Дети Татьяне Ивановне верили. В Театре Сатиры актриса долгое время играла фрекен Бок в спектакле «Малыш и Карлсон». Говорят, что ее домомучительница никогда не была злой.
Непростой человек
Человеком Пельтцер была весьма непростым. Она конфликтовала и с коллегами, и с режиссерами. Однажды на собрании труппы обсуждали актера Бориса Новикова в связи с его пристрастием к спиртному. Пельтцер ехидно вставила едкую фразу. «А вас, Татьяна Ивановна, вообще никто не любит, кроме народа!» — парировал обиженный актер.
Когда весь театр ходил на занятия по гражданской обороне, она иронично наблюдала со стороны. А на упреки в уклонении от занятий отвечала: «Ми-и-лай, я знаю, что тогда делать. Я три войны прошла».
Работать с ней было непросто. Перед началом спектакля Пельтцер орала на одевальщиц и гримерш… И, даже влюбившись в кого-либо из своих партнеров, могла в любой момент наговорить ему резкостей.
В середине 60-х главный режиссер Валентин Плучек пригласил в театр молодого режиссера Марка Захарова. Пельтцер сразу же агрессивно высказалась в адрес Захарова: «Ну что это такое! Когда человек ничего не умеет, он сразу лезет в режиссуру…» Однако первый же выпущенный Захаровым спектакль «Доходное место» изменил ее мнение о молодом режиссере.
Эпоха Захарова в театре стала и эпохой ее расцвета. В конце 60-х - начале 70-х она играла большие роли — Прасковью в «Старой деве», Марселину в «Безумном дне, или Женитьбе Фигаро», мамашу Кураж, фрекен Бок…. А апогеем стала роль тёти Тони в постановке Марка Захарова и Александра Ширвиндта «Проснись и пой!». В 1972 году Пельтцер получила звание народной артистки СССР.
С уходом Захарова в «Ленком» в атмосфере Театра Сатиры что-то изменилось. Между Пельтцер и Плучеком начались размолвки. И уже в 1977-м она сделала рискованный шаг — перешла в «Ленком». Это в семьдесят три-то года!
В «Ленкоме» Пельтцер сыграла немного: роль старухи Фёдоровны в пьесе Людмилы Петрушевской «Три девушки в голубом», роли Клары Цеткин и Надежды Крупской. Нет, не все в ее жизни было гладко. Однако она называла себя «счастливой старухой». Актриса обожала травить смачные анекдоты — память на них у нее была превосходной. Впрочем, она вообще обладала особой способностью запоминать детали, подмечать штрихи.
В свои 75, играя старух, она то прыгала с забора, то танцевала на крыше дома. Она игнорировала рекомендации врачей, курила, пила крепчайший кофе. Никогда не ходила медленно — только бегом! А в ее речи то и дело проскальзывал легкий матерок…
Болезнь
Но болезнь все-таки настигла Татьяну Ивановну. В последние годы своей жизни она стала терять память. И как-то попала в районную психиатрическую больницу. Душевнобольные жестоко избили Пельтцер. После этого благодаря старанию сотрудников «Ленкома» ее удалось перевести в хорошую клинику.
После лечения она вновь вышла на сцену. Специально для Пельтцер Марк Захаров решил поставить «Поминальную молитву». Роль старой еврейки Берты предполагала лишь несколько реплик. Актриса к тому моменту с трудом передвигалась и уже не могла запоминать текст, постоянно путая слова. Александр Абдулов, игравший сына героини, осторожно выводил Пельтцер на сцену… На глаза зрителей набегали слезы...
В 1992 году Татьяна Ивановна вновь попала в больницу, где упала и сломала шейку бедра. Она умерла, когда ей исполнилось 88 лет. Похоронили Пельтцер на Новодевичьем кладбище.
Ольга ЛИМОНОВА
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть