2967

Непростая, но любимая. Работать с Татьяной Пельтцер было нелегко…

№ 29 от 14 июля 2015 года 14/07/2015

 

Несмотря на то что она всегда была гротескна, в ней не было ни грана фальши…

Свои первые роли Татьяна Пельтцер сыграла еще в детстве. С рождения ее жизнь была заполнена театром. Родилась Таня в семье замечательного актера и режиссера, обрусевшего немца Ивана Романовича Пельтцера. До революции он поставил несколько фильмов. А позже много играл в театре в кино…

Именно он стал для Татьяны первым и единственным учителем. В девять лет девочка выступила в роли Авдия в спектакле «Камо грядеши». Когда же в 1914-м, десятилетняя, в частной антрепризе в Екатеринославле в спектакле «Анна Каренина» она играла Серёжу Каренина, некоторых дам выносили из зала без чувств.

Любовь, работа…

В конце 20-х годов Татьяна Ивановна влюбилась. Немецкий коммунист и философ Ганс Тейблер приехал в Москву учиться в школе Коминтерна. В 1927 году они поженились, а три года спустя переехали в Германию. Там Татьяне удалось устроиться машинисткой в советское торговое представительство. Но сцена искала ее. Известный режиссер Эрвин Пискатор, открывший в Берлине свой третий театр, предложил ей роль в спектакле «Инга» по пьесе Глебова.

Все, казалось бы, сложилось. И любовь, и работа. Но Пельтцер заскучала… Прожив вместе четыре года, супруги расстались. На всю жизнь они сохранили теплые отношения. Ганс женился на другой женщине, родившей ему сына, но долгие годы они с Татьяной переписывались и встречались. И когда сын Тейблера приехал учиться в Москву, актриса охотно принимала его у себя дома.

Сама же Татьяна Ивановна замуж больше не вышла, хотя романы, разумеется, случались. Однажды Пельтцер сказала: «Я очень рада, что мне уже не нужно думать о мужчинах с точки зрения их главного назначения. Но они до сих пор очень мне нравятся как партнеры и товарищи».

Возвращение

Вернувшись в Советский Союз, она порвала с прошлым — вновь взяла фамилию отца. А со сценой не порвала. В театре МГСПС (нынешний театр имени Моссовета) Пельтцер зачислили во вспомогательный состав, мотивируя это отсутствием у нее театрального образования. А в 1934 году и вовсе уволили «за профнепригодность».

Актрисе вновь пришлось стучать по клавишам. Она устроилась работать машинисткой на автозавод, где уже работал главным конструктором ее брат Александр. Но в 1936 году он оставил свой пост «по причине выезда из Москвы» - так объяснялось в бумагах… В то время таких «выездов» было много.

После этого Татьяне Ивановне тоже пришлось уйти с завода. Она уехала в Ярославль, в российский драмтеатр имени Волкова. Через два года Пельтцер вернулась в Москву и вновь проработала два года в театре МГСПС. А однажды узнала об открытии Театра миниатюр. Компания подобралась замечательная - Рина Зелёная, Мария Миронова, Александр Менакер. В Театре миниатюр она проработала семь лет… Управдом, молочница, банщица - в эти образы актриса входила с удовольствием.

Встреча с кино

Тут до нее «добралось» и кино. Дебютировала Пельтцер маленькой ролью в комедии «Свадьба» (1943), затем была лента «Она защищает Родину». А первую большую роль — Плаксину в военной мелодраме «Простые люди» — Татьяна Ивановна сыграла в 1945 году.

Всенародная же известность пришла к Татьяне Ивановне с ее переходом в московский Театр Сатиры. Роль Лукерьи Похлёбкиной в спектакле «Свадьба с приданым» была, как теперь говорят, знаковой. В 1953 году спектакль сняли на пленку и запустили на экраны. Фильм имел ошеломительный успех, а к Татьяне Пельтцер наконец-то пришла всенародная популярность. К тому моменту ей исполнилось 49 лет.

Потом были комедии «Максим Перепелица» и «Солдат Иван Бровкин». После выхода на экраны «Бровкина» Пельтцер сразу же окрестили «матерью русского солдата» и присвоили звание заслуженной артистки. Потом последовал «Иван Бровкин на целине». Ей, никогда не имевшей детей, часто приходилось играть матерей и бабушек.

Дети Татьяне Ивановне верили. В Театре Сатиры актриса долгое время играла фрекен Бок в спектакле «Малыш и Карлсон». Говорят, что ее домомучительница никогда не была злой.

Непростой человек

Человеком Пельтцер была весьма непростым. Она конфликтовала и с коллегами, и с режиссерами. Однажды на собрании труппы обсуждали актера Бориса Новикова в связи с его пристрастием к спиртному. Пельтцер ехидно вставила едкую фразу. «А вас, Татьяна Ивановна, вообще никто не любит, кроме народа!» — парировал обиженный актер.

Когда весь театр ходил на занятия по гражданской обороне, она иронично наблюдала со стороны. А на упреки в уклонении от занятий отвечала: «Ми-и-лай, я знаю, что тогда делать. Я три войны прошла».

Работать с ней было непросто. Перед началом спектакля Пельтцер орала на одевальщиц и гримерш… И, даже влюбившись в кого-либо из своих партнеров, могла в любой момент наговорить ему резкостей.

В середине 60-х главный режиссер Валентин Плучек пригласил в театр молодого режиссера Марка Захарова. Пельтцер сразу же агрессивно высказалась в адрес Захарова: «Ну что это такое! Когда человек ничего не умеет, он сразу лезет в режиссуру…» Однако первый же выпущенный Захаровым спектакль «Доходное место» изменил ее мнение о молодом режиссере.

Эпоха Захарова в театре стала и эпохой ее расцвета. В конце 60-х - начале 70-х она играла большие роли — Прасковью в «Старой деве», Марселину в «Безумном дне, или Женитьбе Фигаро», мамашу Кураж, фрекен Бок…. А апогеем стала роль тёти Тони в постановке Марка Захарова и Александра Ширвиндта «Проснись и пой!». В 1972 году Пельтцер получила звание народной артистки СССР.

С уходом Захарова в «Ленком» в атмосфере Театра Сатиры что-то изменилось. Между Пельтцер и Плучеком начались размолвки. И уже в 1977-м она сделала рискованный шаг — перешла в «Ленком». Это в семьдесят три-то года!

В «Ленкоме» Пельтцер сыграла немного: роль старухи Фёдоровны в пьесе Людмилы Петрушевской «Три девушки в голубом», роли Клары Цеткин и Надежды Крупской. Нет, не все в ее жизни было гладко. Однако она называла себя «счастливой старухой». Актриса обожала травить смачные анекдоты — память на них у нее была превосходной. Впрочем, она вообще обладала особой способностью запоминать детали, подмечать штрихи.

В свои 75, играя старух, она то прыгала с забора, то танцевала на крыше дома. Она игнорировала рекомендации врачей, курила, пила крепчайший кофе. Никогда не ходила медленно — только бегом! А в ее речи то и дело проскальзывал легкий матерок…

Болезнь

Но болезнь все-таки настигла Татьяну Ивановну. В последние годы своей жизни она стала терять память. И как-то попала в районную психиатрическую больницу. Душевнобольные жестоко избили Пельтцер. После этого благодаря старанию сотрудников «Ленкома» ее удалось перевести в хорошую клинику.

После лечения она вновь вышла на сцену. Специально для Пельтцер Марк Захаров решил поставить «Поминальную молитву». Роль старой еврейки Берты предполагала лишь несколько реплик. Актриса к тому моменту с трудом передвигалась и уже не могла запоминать текст, постоянно путая слова. Александр Абдулов, игравший сына героини, осторожно выводил Пельтцер на сцену… На глаза зрителей набегали слезы...

В 1992 году Татьяна Ивановна вновь попала в больницу, где упала и сломала шейку бедра. Она умерла, когда ей исполнилось 88 лет. Похоронили Пельтцер на Новодевичьем кладбище.

Ольга ЛИМОНОВА

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно